Появление игр на телефонах было обусловлено в первую очередь тем, что бывают такие промежутки времени, когда делать вроде бы нечего, но полноценно отдохнуть не получится. И тогда вполне логичным было создание простеньких программ-игрушек, позволяющих "убить" 5-10 минут времени, причем в любой момент времени можно было прервать игру и заняться делом. Но в дальнейшем игры перестали быть средствами "убийства" нескольких минут - люди целенаправленно начинали играть, тратя на это десятки и сотни, даже тысячи часов(а последние пару лет - и долларов). И это не могло не подстегнуть игровую индустрию.
Пропустим тот момент, когда из игр на телефонах были только калькулятор и заметки(да-да, в заметках можно было играть в крестики-нолики, в виселицу, и в прочие простенькие бумажные игры), и перейдем сразу к тому моменту, когда производители стали целенаправленно добавлять в прошивку 2-3 простеньких игры. Пожалуй многим сразу вспоминаются игры с Nokia 3310:
96b0254bba5addc30ba0d7f6dee6ec3c.jpg248e55c480e3581f032bbb25e95b6b65.jpg
Говорить про графику тут вообще не приходилось - видеоускорителей в телефонах тогда не было, и все игры были по сути набором дискретных картинок, выводимых на экран с частотой 10-20 штук в секунду. Но это было прорывом по тем временам - люди, бывало, часами играли в простенькую змейку, пытаясь побить чужие рекорды(онлайн таблица результатов? О чем вы?! Тогда и интернета на телефонах не было...) Напомню - это был конец 90ых, когда на ПК уже вовсю выходили 3D игры типа Half-Life, и не за горами был выход GTA 3.
Дальнейший толчок для развития игр был сделан в первой половине нулевых, с выходом телефонов с цветными экранами и поддержкой Java. Пожалуй даже сейчас эру Java-игр нельзя назвать законченной - в мире пользуются еще более чем 100 миллионами звонилок. Под Java были написаны тысячи различных игр, многие из которых стали культовыми. Одной из таких игр можно считать Gravity Dedied, в дальнейшем портированной на все мобильные ОС, и даже на ПК:
7ace64be459e0b8e5b5f7ee97bf86c26.pngf06dd1310008d7e26919407ffe654575.gif
Думаю все помнят ее зубодробительную сложность, желание разбить телефон об стену после пары десятков неудачных попыток и ту радость победы при прохождении всех уровней и открытия 325 мотоцикла. За десятилетие она обросла паками по несколько тысяч пользовательских уровней, у нее есть множество клонов. Кстати - немногие знают что на самом деле игра не 3D, а 2D - мотоцикл едет ровно по середине параллелограммов, специально нарисованных так, чтобы картинка казалась объемной(многие даже отключали 3D - для увеличения производительности или потому что так было проще). Увы - видеоускорителей тогда в телефоны все еще не ставили, а пара мегабайт ОЗУ и 50мгцовый процессор не могли вытянуть что-то большее. Еще одной культовой игрой была Galaxy on Fire 2:
e57877a16d2e99c4ad15539e083de30c.jpg6fc0a6ccc2730a71e82bb4541028eb53.png
Эта игра стала настоящим прорывом - красивая (правда только на 2.5" экранчике) графика, полноценное 3D, и даже поддержка акселерометра! Правда запускалась она далеко не на всех телефонах - требовалось наличие хотя бы какого-нибудь блока в процессоре для ускорения графики, 10 мбайт ОЗУ и 100 мгцовый процессор, да и 15 фпс считались верхом комфорта(а теперь 30 фпс мало...). При этом вес самой игры не превышал пары мегабайт! В общем это был настоящий мобильный Crysis, который в дальнейшем портировали на абсолютно все платформы - Android, iOS, PC, Mac. Игра получила FHD-переиздание, два крупных аддона, а полное ее прохождение могло занять не один десяток часов. Это был настоящий хит, одна из немногих игрушек, обладающих сразу и отличным сюжетом, и графикой, и удобным управлением. Еще одна из хитовых игрушек - Asphalt 4, продолжение линейки которой есть под PC, iOS и Android:
a378bd63ed9647cbf13687ba5ee3d10c.gif960997730c2bf0c740af4b1795d849ea.jpg
Итак, что же мы видим? К середине нулевых графика в мобильных играх сильно поднялась - если в 2000 году игры под Nokia были на уровне компьютерных игр 70ых годов, то к 2005 году они уже находятся на уровне середины 1990ых - тот же Asphalt 4 по уровню графики был на уровне первого Need For Speed под ПК(1995 год):
e3dc1d8a54454aef1105ceafa4e74b27.jpg
Такой прирост объясняется двумя причинами - это достаточно малое разнообразие мобильных процессоров(то есть простая оптимизация) в отличии от ПК, где разброс был гораздо больше, и малое разрешение экрана - редко больше 320х480, когда на ПК даже 90ых годов разрешение ниже 640х480 уже не было(а в середине нулевых стандартом было разрешение в 1024х1280 - почти в 10 раз больше чем на телефонах!).
К 2005 году у Java-телефонов появились серьезные конкуренты на Symbian и Windows Mobile 5/6. Тут уже все действительно серьезно - сотни мбайт ОЗУ, 500-800 мгцовые процессоры, и самое главное - наличие полноценных видеоускорителей(зачастую от десктопного производителя - AMD). Последний пункт позволил добавить в игры сглаживание, отрисовку теней, солнечные лучи и прочие красивые эффекты. Вот так, например, выглядит Asphalt 5:

eee1131428b4988a1899a513e9969d43.pnga9dcc66bfa245bcbc3c997a902124d82.jpg
Да, до уровня NFS: Most Wanted того времени, конечно, далеко, но уровень NFS Porsche 2000ого года уже есть:
e4e2d7ef412b0a2847289b81c0162e28.jpg
Причем это была одна из первых игр, идущая в стабильных 30 fps - до этого все игры обычно шли в 15-25. Нельзя не вспомнить еще один хит тех времен - Assassin's Creed:
9a084eaf52fe7d18fe259240ea46447e.jpgc37daf5bb00300c84ce003f15044ca6c.jpg
Игрушка выглядит крайне хорошо для мобильного устройства конца нулевых, не правда ли? А ведь она запускалась на 1 Ггцевом процессоре с 256 мб ОЗУ и встроенной видеокартой PowerVR с 16 мб видеопамяти. Как видно разница между ПК и мобильными играми сократилась уже до 10 лет. И причина тут та же - если в конце нулевых нормой становится разрешение 1920х1080, то на телефонах того времени нормой было 640х360 (800x480 считалось шиком), что опять же сильно снижает требования к видеокарте. Плюс из-за маленького экрана можно было "мухлевать" с отображением некоторых объектов вдали.
И, наконец, современность. Мощные 2, 4, 8 и даже 10ядерные процессоры, 2-8 Гб ОЗУ, видеокарты, способные выводить картинки даже в 4К - и все это в маленькой коробочке. Понятное дело что игр резко шагнули вперед как по графике, так и по разрешению - в родном 2К игры, конечно, ни один телефон не выведет, но вот HD и даже FHD - вполне обычное разрешение. Эталоном по праву можно считать Vainglory:
a7ad77857b7a1267b5e7caadefa3978e.jpg55a86944206050420f7f2f72754ddd94.jpg
Графика сравнима с Дота 2 на средних настройках графики (которая до сих пор является бичом ноутбуков за 20-25к - на них хотя бы на низких не лагало, какие уж средние). Изначально вышла под iOS как демонстрация нового графического API, и совсем недавно портирована под Andriod. Уровень графики просто поражает - детально прорисована каждая травинка, каждая деталь костюма персонажа. Красивейшие эффекты, отражающиеся в предметах окружения - в общем, игра отстает от современных лишь по наполнению мира объектами - все же видеопамять берется из ОЗУ, и приходится ограничиваться 256-512 МБ, так что с множеством объектов тут не разгуляешься. Еще один пример - Modern Combat 5:
7e2e73e83a4eef9eca9bb6f8efac919f.jpgdb8ec5dbe3eb967cb4fc5eedbe26afa6.jpg
Уровень графики - Call of Duty 4 2008 года(игру кстати и называют мобильной CoD):
4b9c2b629c887afc0be99a62a3182120.jpg
Игра, которая всего 8 лет назад требовала топовые ПК, сейчас спокойно идет на телефонах, причем предлагая местами гораздо лучшую графику.
Как видно, телефоны все ближе подбираются к ПК - уже в ходу FHD разрешение, динамическое освещение, FXAA сглаживание, тесселяция и прочие "фишки" десктопных видеокарт. На данный момент возможности большинства среднеуровневых современных телефонов можно сравнивать с ранними проектами на консолях предыдущего поколения - PS3 и Xbox 360.
Заглянем теперь немного в будущее - что ждет мобильных геймеров? А ждет их ни много ни мало шедевры ПК игр предыдущих пяти лет. Например, Crysis 3 - Crysis 3 on Nvidia Shield . Да-да, игрушка, которую "на всех ультра в 4К и 60 fps" с трудом тянет топовая видеокарта современности стоимостью в 1200 долларов(Nvidia Titan Pascal) могла бы появится на планшетах с мощнейшим процессором Tegra X1 - увы, у Crytek сейчас есть дела важнее. А вот обещанный Borderlands 2 недавно вышел(да, только под Nvidia Shield, но по производительности судя по бенчмаркам он все же хуже iPhone 7, а значит игру вполне могут портировать и под iOS), так что топовые современные мобильные процессоры уже тянут игры 2012-2013 годов. Многие аналитики говорят, что через год SoC в телефонах достигнут по мощности консолей текущего поколения - PS4 и Xbox One, а значит не за горами тот момент, когда игры станут выходить под три платформы одновременно - под ПК, консоли и мобильные девайсы. И это, по-моему, очень круто!