Начнем с определения: процессорозависимость - это явление в тяжелых графических программах, при котором процессор не способен нагрузить видеокарту на 100%. Чаще всего под графическими программами подразумеваются игры. Казалось бы, в чем проблема? Меньше нагрузка на видеокарту - меньше нагрев - дольше она проживет. Но в играх нагрузка на видеокарту напрямую связана с fps(frames per second - кадров в секунду), и нагрузка на нее ниже 100% означает что fps в игре ниже, чем теоретически могла бы дать эта видеокарта. Хорошо еще если речь идет о разнице между 100 и 110 fps - и того и другого более чем хватает для плавной игры, но обычно разговор идет о разнице между 20 и 30 fps, что гораздо более заметно.
Почему так происходит, ведь компьютерным играм уже не один десяток лет, а такая проблема "всплыла" буквально несколько лет назад? Тут есть два момента:
  1. Оптимизация. В последнее время игры стали штамповаться как на конвейере - каждая новая игра в серии выходит через год-полтора после выхода предыдущей(как пример - серия Assassin's Creed) - за это время с трудом можно накидать новые текстуры на старый движок, о новом и речи не идет. А 5летний движок вытянуть современную игру толком не может, что выливается в повышенную нагрузку на процессор, что в свою очередь и приводит к процессорозависимости игры.
  2. Дисбаланс в производительности связки процессор-видеокарта. Последние лет 5 на рынке процессоров наблюдается явная стагнация производительности - AMD вообще занимается откровенным переименованием, Intel поднимает производительность на 5-7% за поколение. Это привело к тому что топовые камни от AMD не способны "прокачать" видеокарты даже middle-сегмента, а Intel до сих пор штампует 2ядерные процессоры уже на протяжении 10 лет. Видеокарты же с 2010-11 года резко рванули вверх - топовая в то время GTX 680 оказывается хуже современного low-middle GTX 1050 Ti. Вот и получается что видеокарты в последнее время научились делать многое, но процессоры за ними не поспевают.
Разумеется сразу же возникает вопрос - как определить, вытянет ли процессор видеокарту? Самый достоверной способ - это поставить HWiNFO и вывести нагрузку процессора и видеокарты на экран(как это сделать легко найти в Google). Если же это слишком трудно - дальше приведен способ без всяких дополнительных утилит. Теперь запускаем процессорозависимую игру (Witcher 3, GTA V) и смотрим на нагрузку процессора и видеокарты:
  1. Процессор нагружен меньше чем на 80%, видеокарта на 90-100%: поздавляю, ваш процессор не ограничивает возможности видеокарты. Главное не довести до такого:

    d467792c3fc6f07f7c1bf7c9cd48152b.jpg
  2. Процессор и видеокарта нагружены на 90-100%: процессора хватает, но на пределе возможностей - в более нагруженных сценах или более тяжелых играх процессор может не справиться и видеокарта будет простаивать. В данном случае это приведет лишь к немного меньшему fps, никаких проблем с отображением картинки не будет. На будущее стоит задуматься о покупке более мощного процессора, или же о разгоне уже имеющегося, а так же в обязательном порядке закрывать все программы перед игрой.
  3. Процессор загружен на 100%, видеокарта меньше чем на 90%. Процессор не справляется с видеокартой, что может привести к артефактам, зависаниям и просадкам fps. Разгон тут скорее всего не поможет, процессор следует заменить.
Если же Вы решили не ставить HWiNFO - как я уже писал есть возможность обойтись и без него. Поиграйте в игру со своими настройками графики и запомните средний fps, после чего зайдите в настройки и ухудшите графику на один пункт. Если fps в игре не изменился - процессор видеокарту не тянет, если fps вырос - все хорошо. Увы - способ не очень точный т.к. не отражает вариант 2 выше.
Итак, что же делать тем, у кого процессор оказался неспособен справиться с видеокартой, денег на новый процессор нет и разогнать его не получится? Тут возможно два случая:
  1. Плавность в игре вас устраивает. Если это так - смело повышайте настройки графики пока fps не станет падать и(или) нагрузка на видеокарту не вырастет до 90-100%. Идеальным вариантом является увеличение разрешения в игре. Таким образом процессор Вы, конечно, не ускорите, но хотя бы нагрузите видеокарту и будете любоваться более красивой картинкой без потери производительности.
  2. Плавность в игре вас не устраивает. Тут можно схитрить и отключить(или выставить на минимум) все настройки графики, обсчетом которых занимается процессор. В основном это ИИ и физика объектов, поэтому выставляем все что связано с обсчетом физики и количеством объектов на минимум(к примеру в GTA V это количество людей, в Arma 3 - дальность прорисовки объектов, в Crysis вообще есть отдельный параметр физика и т.д.). Так же по возможности перекладываем PhysX на плечи видеокарты(делается это в настройках драйвера). Для каждой игры настройки свои, так что за конкретными наставлениями по нужной игре добро пожаловать в Google. Увы - это не панацея, если Вам не хватало до комфортных 30 fps пары кадров это поможет, а если у Вас встречались зависания, при которых прям перед Вами отрисовывались объекты то тут только менять процессор.
О том, как подобрать оптимальную связку процессор+видеокарта я расскажу в следующей статье.