Ночь, когда не спит Кук.

Michaelk
Доброго всем вторника!

Тут недавно состоялся очередной яблочный финансовый отчёт, на котором компания Apple никого не удивила, побив очередные рекорды продаж и самых высоких прибылей за историю человечества. Акции компании потихоньку поползли вверх штурмовать новые высоты, а Джони Айв продолжил точить новый «Меч-разящий» с цифрой 7. Но не все приняли во внимание, что этот отчет был одним из решающих для Apple за многие годы. Не установи Apple эти рекорды, и сейчас возможно, мы бы с вами читали о невероятном “осеннем падении яблок” и вместе дружно были бы в шоке. Почему именно этот финансовый отчет был таким опасным для компании? Я сейчас попробую рассказать.

Думаю всем нам с вами очевидно что Айфоны сами себя не продают. Для постоянного роста продаж (тем более такого как у Apple) не достаточно лишь выпустить клёвый и высокотехнологичный смартфон. Постоянная разработка стратегий продаж, поиск новых рынков, выжимка максимум прибыли из проданного устройства и много другое – вот что действительно позволяет Apple каждый год заявлять о своих рекордах. И судя по размеру этих рекордов – Маркетинговый отдел и отдел продаж в Apple едят свои канапе с чёрной икрой не зря. Мой любимый пример из последних лет, это удаление из модельного ряда айфонов 32-гигабайтной модели. Чертовски-умный ход, заставить потребителя купить более дорогую версию смартфона, тем самым увеличив прибыль с того же количества проданных устройств, не поднимая при этом цены.

Но это всё мелочи. Как мы с вами знаем, актуальным в данный момент и самым сильным бустером продаж для Apple является Китай. Именно выход на этот рынок и выжимание от туда яблочного сока, является стратегией Apple на ближайшие годы. И казалось бы, ну Китай и Китай, там яблочного сока хоть душ каждое утро принимай, можно выжимать и выжимать. Но главная проблема в том, что влияние китайского рынка на рост продаж и прибыли Apple очень и очень велико. Иными словами кроме Китая спровоцировать рост прибыли для Apple в данный период времени ничего не может. И как ни странно, зависимость будущего компании лишь от одного фактора создаёт очень тревожный и неприятный зуд для инвестора в его кошельке. А вечная тревожность и без того нервных инвесторов создаёт в свою очередь очень неприятные и неожиданные ситуации.

В моей предыдущей статейке я писал, что падение акций Apple вызвала общая неудовлетворённость продажами часиков. Это выглядело вот так:
d8c5a7d1e7d456bd28c8654e3251fd8d.png

А вот так выглядело падение акций компании с 17 по 24 августа:


48231646f26f84410c2c6daacba923fe.png
Вопрос для людей которые “всегда в теме” - "что произошло такого ужасного, что акции самой Apple полетели к…?"
Произошло то, что обошло мир технологий, но посеяло панику в мире финансов на несколько дней – в Китае впервые за долгое время девальвировали Юань. Это выглядело вот так:
1c6b08713570d9a8d8e8c2f268aa2566.png
Казалось бы причём тут Apple? Но думаю, чему уж точно научились пользователи рубля за последние пару лет, так это тому, что если стоимость валюты понижается, то она тянет за собой и импорт ( в данном случае вкусные яблочки). Так случилось в России. Но не Россия является ключевым рынком для Apple, а Китай, и лишь малейший риск того, что из-за девальвации Юаня продажи у Apple могут упасть надломил наших нервных инвесторов, и они начали сдавать акции Apple в утиль.

Благо они быстро отскочили, как только Тим Кук в экстренной форме успокоил бедных людей, заявив, что всё в порядке и китайцы раскупают телефоны ещё быстрее чем собирают. Люди поверили Тиму, но продолжали держать свои потные ручки на пульсе и дожидаться последнего финансового отчета, на котором, как мы знаем, Apple показала всем кукиш.

А если бы не показала? Что бы случилось если бы Apple не смогла превзойти себя и подтвердила бы ожидания инвесторов, что Юань всё таки сказался на продажах? Насколько упали бы акции, если одно только опасение потопило акции на такую глубину? Как мы видим ситуация когда судьба компании впадает в зависимость лишь от одного фактора очень и очень опасна. И это вызывает у меня опасения. Потому что такая ситуация у Apple не одна.

Что если я вам скажу что продажи айпадов упали на 20%? А продажи компьютеров как стояли на месте так и стоят? Что если я вам скажу, что последние яблочные рекорды установлены лишь продажей одного продукта? Догадайтесь сами какого:
968ec1c255de320b87c62db94c67a4de.jpg
Удельная доля влияния айфона на общую прибыль компании выросла по сравнению с предыдущими продажами. Иными словами компания впала ещё в большую зависимость лишь от одного продукта представляемого лишь раз в год. Более того все последние клёвые и потенциально приносящие большую прибыль фишки компании типа ApplePay или AppleMusic читай обнуляются если у потребителя нет в кармане яблочного телефончика. А что если следующий айфон будет неудачным? Что если Apple не сможет как всегда убедить нас, что их телефон лучший? Или какой-нибудь Gate окажется серьёзней чем обычно? В случае такого у Apple не будет подушки куда падать. Того что из себя представляют айпады и макбуки не хватит чтобы защитить её от рвущих и потеющих инвесторов. И всё это очень опасно. Опасно то, что вся судьба компании зависит от одного лишь дня в году – дня презентации нового Айфона. Как считаете, как спит Кук в ночь перед такой ежегодной презентацией? Я думаю не очень.

С другой стороны Apple всегда была Apple за то, что она играла по крупному. Так научил её Стив Джобс, и так там привыкли работать. Всё или ничего. Их любят потому что они лучшие, и как только они станут на секунду такими как все, их съедят с потрохами. Что будет дальше, я сказать не могу. Но одно я знаю точно – если следующий айфон окажется вдруг неудачным, то даже птицы над кампусом Apple полетят к… Ну я думаю вы поняли мои опасения.

P.S. Спасибо за уделённое время, и за работу ваших глаз!  :)
4

Комментарии

+96
iPhone это не один продукт, а целая линейка. Думаю, они выпустят iPhone 6s mini с 4 дюймовым экраном для тех, кого не устраивают размеры текущих флагманов (пока эта роль предоставлена 5s).
Далее, Маки, как ни странно, хорошо растут, это скорее всего эффект роста айфонов, т.е. потребители полностью вливаются в экосистему Эппла вплоть до десктопов.
Далее, рост продаж за счет Андроида, сейчас 30 % покупателей — это "перебежчики".
Далее, внедрение новой формы продажи в лизинг, фактически это схема iPhone as a service или айфон по подписке за фиксированную ежемесячную плату у вас всегда свежая модель. Да и операторы тоже подключились к этому делу.
Плюс миграция пользователей с предыдущих моделей.

В общем, точек роста продаж достаточно, но и рисков достаточно.
3 ноября 2015 в 06:52
#
Michaelk
+5
Дело в том, что не смотря на то что айфонов много, двиглом именно для роста является только последняя модель (принёсшая кучу прибыли 6ка в 2014, в 2015 уже сама себя не перебьёт, потому что стоить просто будет дешевле).
По поводу мелкого айфона, сам безумно жду, хотя и не верю, что он будет иметь сильный успех (уж больно многим понравилась большая диагональ).
А по поводу перебежчиков, можно какую нибудь ссылочку? Не то я видимо пропустил это мимо ушей.
3 ноября 2015 в 10:24
#
Michaelk
+5
Вау, круто! Спасибо, не знал! Но тем не менее предположу, что большая часть этих 30% перебежчиков родилась в Китае и пользовалась Андроидом до прихода туда Apple :D но это лишь моё предположение :)
4 ноября 2015 в 13:00
#
Евгений Бренев
+95
Долго не мог прокомментировать, исправляюсь. Для начала Спасибо за статью — было правда интересно, хоть тема специфична и приятна будет не всем. Порадовала адекватность и непредвзятость в отличие от многих блогеров, пытающихся подстелиться под конкретную группу людей. Выводы тоже очень логичные и не с потолка взятые, потому твёрдая "5", а "+" оставлю при себе, чтобы не останавливались в улучшении контента)
3 ноября 2015 в 20:35
#
John Doe
+638
Как вы думаете, почему Эппл по-прежнему сходит с рук откровенное издевательство над пользователями (например, то же изъятие из ассортимента 32-ГБ модели или полное игнорирование жалоб на катастрофически малое время автономной работы айфонов) и как долго это будет еще продолжаться?
5 ноября 2015 в 09:45
#
Michaelk
+5
Прежде всего, надо всегда принимать во внимание, что Apple зарабатывает деньги. Их стратегия заработать как можно больше (оффициально увеличение капитализации компании), продавая качественные продукты и сервисы. Просто так, дарить они ничего не будут, если это не принисёт им прибыли. В этом плане политика удаления 32-гиговой модели вполне укладывается. Она подталкивает пользователя потратить больше, не принося ему никакого вреда (Те, кто покупал 32 Гб за ту же цену получат 64 Гб, а те, кто покупал 16 Гб, за те же деньги получат те же 16 Гб + ценовая разница между 16 и 64 для них уменьшится в 2 раза.)
Что касается батареи, мне (как и большинству скорее всего) айфона хватает на + — один день. Это время нельзя назвать катастрофически малым, так как у конкурентов не особо больше. Я не испытываю особого дискомфорта от того, что ставлю телефон на зарядку каждый день, хотя признаю – хотел бы батарею побольше. Но это я и это вы. Нас с вами, предпочитающих большую батарею, хорошему дизайну в виде тонкого смартфона, абсолютное меньшинство. Большинство покупателей не задумывается особо о технических характеристиках, покупая телефон (вы даже не представляете, сколько я встречал людей, которые вводят пароль на своих 5S и не подозревают о существовании TouchID, чего уж говорить о батарее) В этом плане Apple предпочтут ту особенность, которая лучше продаст их смартфон и пожертвуют батареей.
Можно ли это назвать издевательстом? Издевательство – это акт умышленного причинения вреда. А в Apple никто не сидит и не думает, как бы нам всем нагадить.
5 ноября 2015 в 12:31
#
endcor
+21
Насчет времени работы у "конкурентов", незначительно отличающегося от iPhone Вы прямо смешно пошутили. Sony Xperia Z5 работает с постоянно включенным мобильным интернет-соединением и gps двое суток при средней интенсивности звонков.
7 июля 2016 в 18:43
#