2

Эволюция геймпадов. Часть 1

Георгий Лямин
3d1aa72179f4107ec963d04a18e0a99f.jpg

Что такое геймпад – это проводной, либо беспроводной игровой манипулятор для контроля игрового процесса и ввода команд в игру. Геймпады стали логическим продолжением игровых джойстиков устанавливаемых в классических игровых автоматах, не каждый мог позволить себе установить здоровенный агрегат в комнате, но с появлением домашних игровых консолей это стало “возможным”. Игровой джойстик эволюционировал в компактное устройство, которое прекрасно помещается в ладонях.

Впервые в руки я взял геймпад консоли NES (в народе “Денди”), на тот момент этот маленький квадратный кусок пластика с кнопочками, открыл портал в виртуальную реальность. Внешний вид был таким же минималистичным, как и функционал. На лицевой панели уютно расположились крестовина, так называемый D-pad, маленькие кнопки “Start”, “Select” и 2 кнопки “А” и “В”. Игры на “Денди” достаточно простые в плане управления и зачастую персонаж игры выполнял несколько элементарных команд, например пойти вправо, влево, прыжок и активное действие. Казалось куда проще, но даже несмотря на кажущуюся простоту, на NES вышло большое количество первоклассных игр.

Super Nintendo



Вторая консоль компании Nintendo, помимо перехода на 16-битную архитектуру, приставка получила более продвинутый контроллер. На замену острым углам, пришли закругленные грани, на лицевой поверхности появились две дополнительные кнопки действия. Но главным нововведением стали “триггеры” установленные на переднем торце геймпада, на которые было удобно нажимать указательными пальцами. Геймпад выглядел мощно и современно.

SEGA MEGA DRIVE



Главный конкурент Super Nintendo, приставка ставшая легендой и подарившая миру непревзойденные игровые хиты. Контроллер “Сеги” имел ряд инноваций, D-pad стал восьминаправленным, в центре расположилась клавиша “START”, в блоке с “action” кнопками помимо трех основных клавиш “А”, “В”, “С”, появились дополнительные три кнопки “Х”,”Y”,”Z” и клавиша “MODE” на торце под указательным пальцем. 6 экшен-кнопок и новый D-pad позволили комфортно играть в “файтинги”, набиравшие тогда большую популярность. К слову, серия “Mortal Combat”, есть что вспомнить да?

SEGA SATURN



Усовершенствованная модель “Сеги” получившая 32-битную графику, но не сумевшая добиться популярности старшей “сестры”. Геймпад для “Сатурна” отличался от оригинального большим размером и дополнительным триггером с левого торца, под указательный палец левой руки. В комплекте с популярной тогда игрой Nights into Dreams, поставлялся причудливый геймпад 3D Control Pad. Помимо неказистого внешнего вида, контроллер обладал аналоговым стиком, остальные элементы управления остались неизменными, за исключением гигантской кнопки “Start”, чтоб уж точно не промазать.


NINTENDO 64



Ответ компании Nintendo на консоли конкурентов Sony Playstation и Sega Saturn. Дизайнеры Nintendo явно переборщили с количеством чая, выпитого при создании геймпада для приставки. Контроллер напоминает перевернутый трезубец, в раскладку кнопок добавился аналоговый стик, который располагался в основании центрального “зубца”. Справа две кнопки действия и 4 кнопки отвечающие за перемещение камеры в играх, на тыльной стороне этого монстра угнездился триггер. К сожалению консоль не снискала славы и проект был закрыт.

SONY PLAYSTATION 1



Популярнейшая консоль Sony вышедшая в далеком 1994 году. Изначально геймпад “соньки” обладал четырехсторонним D-pad, клавишами “Start”, “Select” и двумя парами кнопок с интересным обозначением: кнопка квадрат слева, кнопка крест снизу, кнопка кружок справа и кнопка треугольник сверху. На торцах контроллера расположились пары триггеров с маркировкой L1, L2 и справа R1,R2. Это обозначение стало каноническим для последующих поколений приставок PlayStation. После выхода консоли предпринимались попытки введения системы вибрации и аналоговых стиков, в результате проб и ошибок родился Dualshock, который стал поставляться в комплекте с обновленной консолью PSone.



Железо приставки практически не изменилось, но устройство стало компактнее и немного изменился графический интерфейс в меню управлением карты памяти. В Dualshock появилась возможность нажимать на стики, так называемые положения L3 и R3. Dualshock – это прадед современных контроллеров семейства PlayStation, который стал неким стандартом и ориентиром для дизайнеров сторонних компаний.
Продолжение следует...

Автор: Oleg Pikin
Все наши статьи, включая новости можно почитать здесь.

А мы по прежнему здесь:
Канал в Telegram (@appdt)
Чат в Telegram (@appdt_chat)
5

Подписаться на
«appdate»

Кол-во подписчиков: 3232

Комментарии

OneinchofAsh
+85
Спасибо за отлично написанную статью. Жду продолжения. Да и вспомнить консоли детства также навеяло ностальгией.
3 мая 2018 в 10:24
#
Igadina11
–9
Эх ностальгия... :)

Спасибо за статью,а также за недавнюю публикацию по выбору приставок.
После ее прочтения, приобрел на замену старой сони новый xbox one x, а не сони с ее джостиками для детских ручонок :))) Ни сколько не жалею о сделанном выборе, хотя дети утверждали, что сони почему-то лучше и тд.

ПС. В последнем абзаце имеется фото джоста сони, но отнюдь не от PS 4, а также отсутствует описание джостов x box или у последнего они не менялись, а сразу были такие?
Было бы интересно узнать продолжение...



3 мая 2018 в 12:25
#
fanatik911
+1028
Вообще-то до
5 мая 2018 в 16:12
#
fanatik911
+1028
Вообще-то до Нинтендо были и другие приставки с геймпадами.
5 мая 2018 в 16:13
#