103d832839f4bbb27cacbb044adbc2e5.jpg

Продолжаем исследовать морфологию геймпадов, в прошлой статье мы узнали о рождении нового вида–портативного игрового манипулятора, его первых шагов в игровой индустрии и продолжительного “отрочества”, настало время рассказать про “юность”.

Sega Dreamcast



Наследница Sega Saturn, последняя отчаянная попытка компании Sega отвоевать рынок у конкурентов. Контроллер консоли схож с 3D Control Pad для Sega Saturn(поставлялся в комплекте с игрой Nights into Dreams). Геймпад обладал аналоговым стиком, D-pad, треугольной кнопкой “Start”, 4 кнопками “А”, “В”,“Х” и “Y”, на торце имелись два аналоговых триггера. Внешний вид намекал на реверанс в сторону футуризма, но на мой взгляд смотрится контроллер неказисто. Составить достойную конкуренцию PlayStation 2 и Nintendo GameCube не удалось и руководство Sega закрыли проект и ушли с рынка игровых консолей.

PlayStation 2



Титан игровой индустрии завоевавший славу и популярность на долгие годы вперед. DualShock 2 внешне не претерпел изменений, добавилась кнопка “Analog” которая включала режим вибрации, также увеличилась общая чувствительность кнопок и стиков.

Nintendo GameCube




Геймпад “Куба” имел причудливую форму и расположение стиков. Под левым аналогом располагался D-pad, в центре клавиша “Start”, на правом боковом “отростке” второй аналоговый стик, в блок экшен клавиш входило 4 кнопки “X”,“Y”,“B” и гигантская кнопка “А” в центре, на торцевой части два аналоговых триггера. В дальнейшем Nintendo выпустила беспроводную версию контроллера “Wawebird”, который отличался отсутствием вибрации, что увеличило продолжительность работы.

Xbox



Внешне контроллер похож на геймпад Sega Saturn 3D Control Pad, это уже второй случай когда разработчики брали концепт геймпада Sega(на мой взгляд не самый удачный вариант). Массивный и нелепый внешний вид был поводом насмешек в игровой тусовке. Контроллер имел на вооружении два аналоговых стика, круглый D-pad, 6 экшен кнопок и стандартные “Start”, “Select”. Взяв во внимание отзывы игроков Microsoft выпустила модель “Type-S”, геймпад более аккуратной и эргономичной формы, который стал поставляться в комплекте с консолью.

Nintendo со своим Gamecube, не смогла тягаться на равных с бойцами Sony и Microsoft в “хардкор” гейминге и решила перейти в более казуальное направление игр для “всей семьи”, выпустив в 2006 году консоль Nintendo Wii.

Nintendo Wii



Примечательна консоль своим инновационным контроллером Wii remote, который определяет перемещение и ориентацию в пространстве. Внешне геймпад похож на “нунчаки, два манипулятора соединены между собой проводом и игрок словно Брюс Ли должен выполнять размашистые движения в воздухе. Левый контроллер похож на мышку компьютера, только с аналоговым стиком на “спине”, правый выглядит как пульт телевизора, сверху расположен D-pad, под ним кнопка “А”, далее три маленькие кнопки “минус”, “Home” и “плюс”, в самом низу кнопки “1” и “2”, на нижней поверхности геймпада–аналоговый триггер. Однажды мне удалось поиграть в несколько игр на Wii, желание купить консоль не возникло.


PlayStation 3



И на этот раз Sony не стали придумывать велосипед и сохранили форму предыдущего геймпада, но внутренности поменяли. Вместо двух вибромоторов–один, добавили гироскоп и акселерометр, контроллер получил беспроводной режим. Увеличилась чувствительность стиков и кнопок, триггеры стали аналоговыми(чувствительны к силе нажатия), геймпад назвали Sixaxis. Позже в продаже появился Dualshock 3, те же “стики” только в профиль, контроллер стал более тяжелым из-за двух вибромоторов.

Xbox 360



Microsoft удалось создать невероятно удобный, эргономичный и живучий контроллер. Взяв за основу контроллер “Type-S” первого “бокса”, дизайнеры внедрили ряд усовершенствований: геймпад стал беспроводным, в центре появилась кнопка “Home”, экшен клавиш стало 4, на торце появилась две клавиши “бампер” под ними правый и левый аналоговый триггеры. Контроллер выглядел громоздким, но стоило взять в руки и все становилось понятно, на мой взгляд один из самых удобных геймпадов.

Xbox One



По словам разработчиков новый геймпад получил 40 усовершенствований, на деле же слегка изменился внешний вид, контроллер стал выглядеть более футуристично, преобразился D-pad–”крестовина” стала удобней, триггеры получили большую чувствительность, геймпад стал чуть меньше, не потеряв при этом в удобстве.

PlayStation 4



Наконец-то геймпад PlayStation стал больше и более округлый, это усовершенствование дало огромный прирост к удобству использования. Слегка изменился D-pad, опять-таки в сторону “юзабельности”, главным нововведением стала сенсорная панель, под тачпадом разместили динамик, на внутреннем торце появился разъем 3,5мм под наушники или гарнитуру. Аналоговые триггеры получили высокую чувствительность и эргономику, на внутреннем торце контроллера угнездилась световая панель, которая отвечает за определение геймпада в пространстве. Клавиша “Share” расположенная слева от тачпада, позволяет мгновенно делиться видео и скриншотами из игры. Дизайнерам Sony аплодисменты, геймпад вышел удобным и современным.

Steam Controller



Инновационная разработка Valve для ПК гейминга, никаких аналоговых стиков только трекпад. Контроллер выглядит необычно, два сенсорных трекпада с обратной тактильной связью обеспечивают невероятную чувствительность, несмотря на это один аналоговый стик все же присутствует. Справа гнездятся 4 экшен клавиши, на торце 2 триггера, которые можно настроить как в аналоговый режим, так и в цифровой. Разработчики позиционируют свое детище, как замену клавиатуры и мыши в играх, но замена мягко говоря спорная.
Эволюция–это процесс постепенного непрерывного количественного изменения, подготавливающий качественные изменения. Геймпады прошли длительный путь “мутаций” и преображений в тот вид к которому мы привыкли, но эволюция–процесс постоянного движения и возможно через 10 лет привычные нам форма и эргономика контроллеров превратится в нечто совершенно иное.

Автор: Oleg Pikin
Все наши статьи, включая новости можно почитать здесь.

А мы по прежнему здесь:
Канал в Telegram (@appdt)
Чат в Telegram (@appdt_chat)