Для чего нужна маркировка? Объясняет LIFE PAY

Маркировка — горячая тема для продавцов, ритейлеров, поставщиков, производителей. Список продукции, которая ей подлежит, постоянно расширяется. В этом материале LIFE PAY рассказывает базовые знания, которые стоит знать об этом процессе.

Кстати, список товаров, которые подвержены обязательной маркировке, вы можете найти на этом сайте и он постоянно пополняется.

А, собственно, что такое маркировка?

Это процесс нанесения на определенный вид продукции или этикетку этой продукции специального уникального товарного кода Data Matrix. Мера была введена Федеральным законом от 31.12.2017 № 487.

Код наносится производителем продукта и далее “путь продукта” до конечной точки “Потребитель” отслеживается через дистрибьюторов и ритейлеров.

Сам код DataMatrix очень похож на штрихкод и представляет собой уникальную последовательность символов. Главным поставщиком технологии является ЦРПТ (Центр развития перспективных технологий), ответственный за разработку национальной системы маркировки “Честный знак”. Эта система представляет собой целую IT инфраструктуру, к обязательным элементам которой можно причислить программу “Честный знак”, обязательную для всех участников торговых цепей; целый набор сканирующих устройств и облачную учетную систему для хранения данных.

Зачем была введена маркировка вообще?

Данную процедуру ввели в торговый обиход с целью решения проблемы подделок. По данным на 2021 год, даже с усиленным развитием маркировки, российский рынок контрафакта составлял 6,6 трлн рублей (данные Brandmonitor). Больше всего подделке подвержены сегмент спортивной одежды и обуви.

Метка в виде штрихкода как раз одновременно позволяет проследить, чтобы товар от производителя дошел до конечного потребителя, и вычислить поддельный продукт в обороте т.к. на нем штрихкода от производителя обычно не имеется.

Какие именно товары подвержены маркировке

Список категорий товаров, подверженных маркировке, регулярно обновляется в списках Правительства РФ со сторонней регулировкой Минпромторга. Категории вычисляют на основе данных об обороте контрафактной продукции: какой вид товара больше подвержен подделкам, тот и попадает следующим под маркировку.

Логично, что маркировка не вводится сразу: иначе производители просто не успеют адаптироваться к новым правилам. Правительство сначала вводит тестовый период (так называемый, эксперимент) и фиксирует любые неполадки, которые возникают в процессе. Затем, с учетом всех протестированных и выявленных нюансов, запускается уже реальный строго регламентированный процесс, подтвержденный нормативным актом.

В момент введения новой категории товара для маркировки бизнес сталкивается с понятием “маркировка остатков”. Понятие обозначает распространенную ситуацию, когда производитель товара отгрузил товар продавцам до введения закона о маркировке, а посредники не успели реализовать товар конечному потребителю до попадания этого вида товара под маркировку. По итогу продукт “зависает” в моменте: он не промаркирован, но все еще ждет, когда его купят. А не продавать его - прямой путь к убыткам. В этом случае правительство выделило срок, в который нужно домаркировать нереализованные товары. Делать это должны те участники рынка, у которых товар находится в момент введения закона. Нередко с подобной суетливой ситуацией сталкиваются точки продаж и ритейлеры.

Ознакомиться с действующим списком товаров, подлежащих маркировке, можно здесь.

В основном, маркировка пока что касается одежды, табачных изделий (в том числе изделия и для электронных сигарет), духов, шин, фотоаппаратов, молочной продукции (мороженое, сыры, молоко и т.д.). С марта 2023 года под обязательную маркировку попало пиво. С 2024 года планируют ввести обязательную маркировку для велосипедов.

Штраф за невыполнение требований по маркировке рознится в зависимости от лица, ответственного за правонарушение и от типа деятельности этого лица.

Согласно статье 15.12 КоАП РФ штраф за несоблюдение требований маркировки составляет:

Производство

  • До 10 000 руб для должностных лиц
  • До 100 000 руб для юридических лиц

Для предприятий, занимающихся дистрибуцией, перевозкой, хранением, перепродажей предусмотрена конфискация товара с сопровождающим наказание штрафом:

  • Физическое лицо - до 4 000 руб
  • Должностное лицо - до 10 000 руб
  • Юридическое лицо - до 300 000 руб

Значит, за маркировку ответственен не только производитель?

Да. Если ваше предприятие вовлечено в реализацию жизненного цикла товара, то вам либо пришлось, либо придется столкнуться с данностью маркировки.

Ниже представлена унифицированная схема того, как тот или иной B2C продукт доходит до конечного пользователя.

На любом из первых трех этапов маркировка допустима (либо во время основного процесса, либо при маркировке остатков).

В принципе, типичный процесс маркировки выглядит следующим образом:

  • Участник товарооборота обращается в ЦРПТ и предоставляет характеристики товара и информацию о его производителе.
  • ЦРПТ выдает сгенерированные коды в ответ и их наносят на товар. Затем сигнализируют о нанесении в “Честный знак” и товары регистрируются в системе.
  • Далее при попадании товара в руки дальнейших поставщиков, дистрибьюторов и продавцов код Data Matrix на товаре обязательно сканируется в подтверждение тому что товар легален и товар находится именно на данном этапе оборота.
  • При покупке товара, код маркировки торжественно в последний раз сканируется на кассе и выводится из оборота.
  • При этом же данная операция подтверждает, что покупателю в руки попал не контрафакт, а оригинальный продукт от поставщика. Кстати, сам конечный потребитель может с помощью специальных приложений проверить оригинальность товара.

Как маркировка отображается в чеке

Да, если товар подлежит маркировке и списание на кассе прошло успешно , то на его чеке появляются значки [M-], [M], [M+] - все по правилам ФФД 1.2.

  • [M-] - означает, что одна или несколько проверок на кассе дали отрицательный результат
  • [M] - система не смогла полностью проверить товар либо же касса работает в автономном режиме (отсутствует связь с интернетом)
  • [M+] - товар прошел все проверки, он абсолютно подлинный

Как подключиться к системе маркировки розничному предприятию

Нужно помнить, что система маркировки - это симбиоз IT и аппаратных решений, которые тесно взаимосвязаны между собой. Поэтому и иметь дело вашему предприятию придется с программами и специальными девайсами.

Итак, для подключения маркировки:

  • Получите ЭЦП (электронную цифровую подпись).
  • Зарегистрируйтесь в “Честном знаке” от ЦРПТ.
  • Подключите Оператор фискальных данных или выясните работает ли уже подключенный к вам ОФД с системами маркировки (если да, то с какими системами. Это нужно для того, чтобы ваша касса смогла списать маркированный товар из оборота.
  • Подключите электронный документооборот для организации обменом УПД. Иными словами, при фиксации маркировке, участник цепочки вносит данные о товаре и его штрихкод в документ УПД и передает его по ЭДО получателю. Получатель, таким образом, получает данные от предыдущего звена цепочки и сверяет информацию.
  • Убедитесь, что ваша касса работает с ФФД 1.2.
  • Закупите оборудование: сканеры и (если требуется, но лишним не будет) специальное устройство для создания маркировки.

Кассово-платежное приложение LIFE POS от LIFE PAY работает с маркировкой товаров в едином окне интерфейса. Списать товар можно как раз перед фискализацией, причем в несколько кликов. LIFE POS работает со всеми видами сканирующего оборудования: специальное автономное устройство, камера в смарт терминале или же камера смартфона (при курьерской доставке). В последнем случае курьеру при выполнении заказа понадобится только смартфон, т.к. приложение LIFE POS с подключенной облачной кассой и активированной функцией Soft POS (прием оплаты не через терминал, а с помощью смартфона сотрудника) способно заменить все дополнительные кассовые, платежные и учетные аппараты.

-3

Комментарии