2

Двойные камеры в смартфонах: чем они хороши и как работают?

В феврале прошлого года я уже писала в блоге о том, что двойные камеры станут новым трендом в мире смартфонов. Так, собственно, и произошло (я не ведущий аналитик, если что, просто и так очевидно было:)). В конце концов, мобильную фотографию надо куда-то развивать, просто наращивать мегапиксели неэффективно. А раз физически небольшие размеры сенсоров телефонных камер и ограничения на оптику не позволяют «развернуться», приходиться искать альтернативные решения.

Сегодня флагманы со сдвоенными камерами есть у HTC, LG, Huawei, Xiaomi, ASUS, ZTE, Lenovo и, конечно, же Apple (конечно, не только у них). Пожалуй, лишь в Samsung этот тренд почему-то проигнорировали. Возможно, из-за технических проблем. Ведь недавно «пробегала» новость о том, что ранний прототип Galaxy S8 все же имел двойной модуль.

13ed6216decab8b0f8757fc2edcb0aa2.jpg

Нельзя не отметить, что сама по себе технология не нова. Если помните, в 2010-2011 годах наблюдался бум домашнего 3D. И это коснулось не только телевизоров, но и смартфонов. Модели HTC Evo 3D и LG Optimus 3D оснащались сдвоенными модулями камер для съемки трехмерного видео, а их экраны отображали «безочковый» 3D-контент. На рынке это веяние не прижилось даже по части телевизоров. А уж телефоны вовсе выдавали «вырвиглазное» изображение и никому не понравились. Двойные камеры в них использовались только для создания стереофото и видео. Но пользы от технологии на самом деле больше.

Чем же хороши две основные камеры?

Во-первых, две камеры расширяют «поле зрения». Если модуль один, то он универсальный — подходит для и для пейзажной съемки, и для макро. А вот второй модуль можно установить с широким углом обзора и снимать классные панорамы без «софтовой» склейки.

Во-вторых, двойной модуль повышает четкость и контрастность фотографий. Каждая камера может снимать немного по-разному, делая акцент на разных деталях. Затем два кадра объединяются для получения идеальной картинки.

В-третьих — оптический зум. При желании его можно установить и для одного модуля камеры, но это увеличит габариты смартфона, что не на руку производителю. Когда объектива два, то один может быть широкоугольным (захватывает в кадр больше), а второй — длиннофокусным («видит» дальше). Таким образом можно получить 2-3-кратный зум без ухудшения качества изображения.

Ну и четвертое — красивое боке (размытие заднего плана). В принципе и смартфоны с одним модулем могут делать что-то подобное, но у двойных камер эффект гораздо круче. Все потому что, что первая камера фокусируется на выбранном объекте, а вторая эффектно размывает фон. Затем снимки склеиваются.

fd71c4902850b9ba85e5d6f10f179e14.png

Вот и все основные преимущества сдвоенных модулей. Тем не менее, каждый производитель реализует технологию по-своему, так что давайте углубимся в особенности.

Подход Apple

Как известно, двойной камерой «одарен» только старший айфон — 7 plus. В первую очередь этим шагом Apple решила важную проблему мобильного мира — сложность использования полноценного оптического зума. Как уже описывалось выше, вторая камера имеет длиннофокусный объектив и, по сравнению с первой, обеспечивает зум без цифрового приближения. Все работает очень четко, спасибо ПО.

От того, что две камеры имеют разное фокусное расстояние, выиграла и опция съемки портретов. Опять же выше уже писала про эту «фичу» — изображения с двух камер соединяются, в итоге снимаемый объект максимально четкий, а фон художественно размыт. Может быть, порой эффект кажется слишком «искусственным», но все равно две камеры реализуют его гораздо лучше, чем чисто программные решения.

8da79ac66ab069a588d5dd040f439037.jpg

Есть у Apple и подражатели. Новая модель ASUS Zenfone 3 Zoom (была представлена в начале этого года) тоже имеет двойную камеру. И в отличие от своего предшественника ZenFone Zoom (в нем использовалась система из нескольких линз) дает 2-кратный зум чисто за счет разного фокусного расстояния. Модель тоже поддерживает съемку портретов в «боке», а еще выделяется супершустрым фазовым автофокусом.

LG

Задолго до того, как свет увидел седьмой айфон, был представлен модульный флагман LG G5 со сдвоенной камерой. Правда, мало кто об этом факте вообще вспомнит, так как телефон почти не был замечен на рынке. G6 постарались сделать совсем другим, но вот две основные камеры у него остались.

Любопытно, что LG используют «двухкамерность» иначе, чем другие производители. Второй объектив тут не длиннофокусный, а наоборот широкоугольный — с углом обзора аж 125 градусов. Аналога оптического зума нет, зато можно снимать шикарные панорамы — в кадр умещается ОЧЕНЬ много! Правда, края могут быть «замылены», но не для всех это критично.

77aa34805bfa7845b9781bb9ab3b2abe.png
90e2c577f06d24b7c18c306d39e9c115.png

Huawei

Этот бренд стал одним из первых, «возродивших» двойную камеру в смартфоне. Модель Honor 6 Plus вышла в продажу еще в начале 2015 года. С тех пор флагманы Huawei всегда выходили с двойными модулями. В том числе и популярный P9, и новейший P10. И здесь есть очень интересная особенность: одна камера снимает исключительно монохромное изображение. Это означает, что она улавливает больше света, выдает лучшую резкость, а еще идеально снимает в условиях слабого освещения. В итоге изображение с двух камер объединяется в качественную картинку.

2aeb98e0a48e21c0d602f948477eb148.jpg

19dae1705b981b16db10686c271b5ff7.jpg


«Побочный» плюс — можно снимать черно-белые фото в отличном качестве (то есть лучше, чем программно «обесцвеченные» обычные).

a35d6d03eb191cb42e01291bc7de7e0e.jpg

bfc363fd7cbc48af1b016b8af938785f.jpg

Впрочем, не только Huawei использует такую технологию. Прошлой осенью «железный» гигант Qualcomm анонсировал платформу Clear Sight — еще одно воплощение той же идеи с монохромными фото. Камеры поставляются в готовом «чипе», использовать без труда его могут любые производители смартфонов. В частности, технологией Clear Sight может похвастаться Xiaomi Mi 5s Plus.

fde4a10fdb0fcc1a35cf89a2a2fba961.jpg

Прошлое, настоящее и будущее двойных камер

Как уже упоминалось во вступлении, нынешний бум двойных камер не первый в своем роде. Когда-то пионерами по части технологии выступили корейцы — еще в 2007 году была представлена модель Samsung SCH-B710 для внутреннего рынка. Она оснащалась двумя камерами (по 1 МП), а дисплей мог воспроизводить стереофоническое изображение. Видимо, популярным телефон не стал, раз продолжения не было.

f9bed8eff0707203553e36f38ef5064e.jpg

В 2011 году продавались «тридэшные» LG Optimus 3D Max и HTC Evo 3D. Внимания покупателей нишевые модели почти не привлекли. А так как две основные камеры использовались исключительно для съемки не ставшего популярным 3D, то и развивать идею не стали.

98133a136f8b5d70e80b2ed0ca18c7a8.jpg

В 2014 году HTC в тщетных попытках вернуть интерес к своей продукции опять вспомнила про технологию двух камер. Флагман HTC One M8 оснащался основной и вспомогательной камерами (4 МП UltraPixel + 2 МП). Вторая была годна лишь для размытия заднего плана. И то делалось это опционально — после съемки в галерее.

841b588f07cbc8608f8d6f89fe9afae7.jpg

Ту же технологию тогда же использовали ZTE в серии Axon и фаблете Grand X Max 2, Xiaomi в Redmi Pro. Плюс еще несколько китайских производителей. Актуальна она и сегодня. У Huawei есть подобная реализация «двухкамерности» в бюджетной модели Honor 6X. Один модуль полноценный 12-Мп, второй — вспомогательный 2 Мп (полезен разве что для "боке", но все равно интересная «фича» для выделения среди конкурентов).

0f6368a5d40eecc21ddd7d294e131092.jpg

Иногда две камеры устанавливаются и на передней панели смартфона. Здесь актуальна функция «зума» — можно делать обычные и групповые селфи без труда. Такая реализация встречается в LG V10/V20, Vivo X9.

О нынешних флагманах выше уже говорилось — iPhone 7+, LG G6, Huawei P9/P10.

532fe777038f9cfe4c0f675c4a789092.jpg

Что же ждет двойные камеры в будущем? Интересную технологию в начале этого года представила компания Oppo. Она называется 5X Precision Optical Zoom — как несложно понять, речь про 5-кратный оптический зум. Тут тоже используется два фото-сенсора, но на корпусе смартфона нет двух объективов. Один из сенсоров спрятан внутрь корпуса, использована подвижная система линз, расположенная под углом 90 градусов. Благодаря этому удается сохранить предельно тонкий корпус смартфона. В целом конструкция напоминает перископ (свет на сенсор попадает через специальную призму и стеклянное окошко).

0da3f1278c1f6589577c0e061fe1efd7.jpeg

Конечно же, при таком увеличении любое дрожание рук размажет кадр. Поэтому в OPPO также разработали продвинутую систему оптической стабилизации как для фотосенсора, так и для призмы: коррекция ведется с шагом 0,0025 градусов. Пока еще не выпущены смартфоны с поддержкой суперзума OPPO, ждем.

Еще одна технология, использующая несколько камер в смартфонах, была разработана в недрах проекта Google Tango. Речь здесь дополненной реальности. Правда, камер требуется больше — три или более. И все они используются для сбора информации о происходящем вокруг и моделирования виртуальной реальности. К слову, смартфоны на платформе Tango уже существуют, например, Asus ZenFone AR. Думаю, идея вполне может «взлететь», не зря же ей Google занимается.

cfa6cc1e9a10a72a968da5667d34d382.jpg

В любом случае использование нескольких основных камер в смартфонах — тема интересная и многообещающая. А вы также считаете? Хотели бы смартфон с двойной камерой? Или баловство все это?..

Использованы фото с сайтов CNet, Android Central, Smartobzor, Hi-Tech Mail.ru, Phonearena.
19

Подписаться на
«Блог о технике»

Кол-во подписчиков: 10923

Комментарии

+286
По мне технологию развивают, чтобы было что развивать... Ну там отличаться от конкурентов, продавать больше и тд. Но вот я щас пользуюсь самсунгом S7 и он с его одной камерой шикарно же снимает — четко, сочно, детально, в темноте супер, задний план размывает замечательно (куда еще больше-то, не знаю даже). S8 только планирую купить, но судя по первым тестам там с камерой тоже все прекрасно. В общем для меня это никак не "киллер-фича".
10 мая 2017 в 14:11
#
inflamatio
+728
Ну, про размытие заднего плана в S7, что-то терзают смутные сомнения. У самого сейчас S8 — так он размывает задний план (естественно только софтом), но очень часто есть косяки. Не может он точно вырезать фотографируемый объект точно, чтобы размыть фон. Часто что-то остаётся в фокусе, что на самом деле есть фон. Не думаю, что в S7 было лучше, чем в S8.
Ну, справедливости ради, когда получается, то результат довольно неплохой. Только по факту у меня из 10 фотографий, 1 только получается более менее приемлемая.
Хотя, тот же прошлый Honor 8 с 2-мя камерами также не всегда вырезал удачно. Так что 2 камеры — не панацея.
10 мая 2017 в 17:25
#
+2165
Пользователь удален inflamatio
У меня тоже s7, мне тоже кажется, что он красиво делает боке. Да, конечно, вырезает объект нечетко, но меня как-то не парит. С другой стороны, опыта с двумя камерами, чтоб сравнить, еще не было. Возможно, там действительно лучше.
10 мая 2017 в 17:42
#
Евгений К
+7
Ольга, большое спасибо за обзо (удивительно, что есть девушки с достаточно четким осознанием происходящего в мобильных технологиях). Насчет двойных камер — там оно действительно лучше, выделение объектов корректнее, даже местами структура бокэ сама по себе. Правда, в разрезе мобильной фотографии говорить об этом сложно... ))) Зато куда проще говорить в проекции на бренды: например, есть варианты дешевле самсунга и айфона, позволяющие добиться сопоставимого кач-ва фотографии.
11 мая 2017 в 18:05
#
+2165
Пользователь удален Евгений К
Спасибо за добрые слова, приятно! Уже 10 лет в работаю в теме технологий, так что стараюсь быть в курсе и разбираться во всем новом.

Насчет сопоставления брендов вы совершенно правы, думаю.
11 мая 2017 в 22:56
#
Евгений К
+7
И Вам спасибо, с удовольствием буду читать вас дальше :)
12 мая 2017 в 17:41
#
Александр Стружко
+3
Косяки видны под увеличением. Видно, что вырезано и контур виден. Если фото не использовать для постера, то незаметно. Но в двойной камере такого нет.
У меня zenfone 3 zoom, сужу по работе конкретно его камеры. Боке классно получается и фото выглядит однородным что ли. Не всем это боке интересно и не всеми востребовано, но кто реально увлекается мобильной фотографией однозначно пересядут на двухобъективные камеры.
11 мая 2017 в 18:43
#
Евгений К
+7
Смарт годный, не спорю. Крайне любопытно, что будет, когда они выпустят оф. обнову с полноценной поддержкой RAW. Еще любопытнее, будет ли встроенный обработчик для этого.
12 мая 2017 в 17:44
#
Александр Стружко
+3
Строго говоря, RAW и сейчас можно получить через сторонние приложения-камеры. Но естественно, нет ничего лучше родного приложения.
RAW еще больше приблизит мобильную камеру zoom к возможностям полноценных фотиков. Я люблю поковырять свои перлы в фотошопе, а для редактирования лучше RAW ничего не придумать. Так что ждем-с.
14 мая 2017 в 12:33
#
+11
Получить то можно, только вы не забывайте, что далеко не все процессоры смогут нормально обработать такую съёмку в RAW через сторонние проги, которые к слову довольно часто криво написаны и из-за чего обработка снимка занимает большое количество времени.
Я вот сейчас жду 7-ого Андроида на этот смарт от Асус и хочу посмотреть как смарт будет справляться с RAW без использования постороннего софта
15 мая 2017 в 15:07
#
Александр Стружко
+3
Сторонние проги фтопку. Проблем с цветопередачей , выравниванием яркости, фотографиях в контровом свете у zenfone 3 zoom тупо нет. Да и никто не подгонит софт лучше под свое детище, чем производитель аппарата (ведь сторонние проги типа универсальные, для всех смартфонов сразу и ни для одного конкретно). SuperPixel — крутая штука. Пробовал фотать сразу после захода солнца, вытягивает кадры на ура.
15 мая 2017 в 17:50
#
Виктор Николаев
0
Самсунг с таким подходом (а-ля эппл), и консерваторством в дизайне и ОС уже терпит убытки. Правда, это никак не афишируется, просто потихоньку урезается штат сотрудников в офисах СНГ. А потом, глядишь, и смарты дешеветь начнут, а потом и вовсе начнут исчезать из пользовательских рук... а другие с удовольствием займут их место.
15 мая 2017 в 14:42
#
+11
Нееее, у самсунга смарты дешеветь не начнут, просто в скором времени их мобильное подразделение постигнет судьба нтс, которые доигрались с завышением цен и ухудшением качества в погоне за прибылью, а китайские бренды уже наступают на ноги. Сейчас вот тот же ASUS очень даже выгодно смотрится на фоне этих дорогих смартов от самсунга и эпла
16 мая 2017 в 15:38
#
Александр Стружко
+3
ХТС давно доигрались. непонятно, почему они до сих пор еще на плаву. Авторитетные бизнес-издания пророчили им кануть в небытие еще полтора года назад. Видимо на кредитах пока живут) Самсунг сдувается. Нескончаемые косяки отворачивают публику. Не удивлюсь, если мобильное подразделение уже в настоящий момент спонсируется из прибыли других подразделений.
Zenfone 3 zoom уже можно чуть менее чем за 25 косарей купить. И по-прежнему нет прямых альтернатив с такими же камерой и аккумом.
16 мая 2017 в 17:12
#
+11
Альтернатив этому Асусу нет, согласен, а покупать самсунг с ценником в 2 раза больше и немного лучшим железом и худшей автономностью это такое себе удовольствие, да и притом если чуть что разобьёте экран, то отдадите примерно столько денег за его замену как стоит zenfone 3 zoom, а оно вам надо?
17 мая 2017 в 11:44
#
+2165
Пользователь удален Виктор Николаев
Да ладно, компания каждый квартал публикует финансовые отчеты и там все прекрасно. Если проблемы в СНГ, то связано это наверное с СНГ — санкции, шманкции и тд. Возможно в Европу переводят специалистов вообще.

И, на мой взгляд, по части дизайну у них все ок.
16 мая 2017 в 22:35
#
Александр Стружко
+3
Дизайн ок. Этого не отнять. Но сейчас все смартфоны похожи друг на друга. Если без шильдочки Вам показать десяток смартфонов с расстояния в метр, хорошо если половину отгадаете по внешнему виду. Мой zenfone 3 zoom напоминает яблофон. В то же время их не спутать из-за оригинально оформленной вспышки ЗФ. Из-за кантов на корпусе. Из-за отсутствия архаичных пластиковых полосок по корпусу для прохождения радиосигнала.
Отчеты — отчетами, а вот акции корейцев с каждым новым скандалом и скандальчиком движутся вниз.
17 мая 2017 в 11:56
#
+97
Машу это хорошо!
Но два раза — это два раза.
10 мая 2017 в 14:29
#
+2165
Пользователь удален Bjatta
?
10 мая 2017 в 14:31
#
+2165
Пользователь удален Bjatta
Так а к чему вы это написали-то? Или должно быть смешно?
10 мая 2017 в 22:42
#
+11
Вот вообще не согласен с автором, что ASUS Zenfone 3 Zoom это подражатель Айфона, так как в этом смарте функционал камеры то получше будет, чем в распиаренном яблочном смартфоне, а стоит он практически в 2 раза дешевле
10 мая 2017 в 16:04
#
Aspard
+563
Сказал похоже владелец Asus Zenfone 3 Zoom)))
10 мая 2017 в 16:59
#
+11
А я и не скрываю, что являюсь владельцем этого смартфона)))
10 мая 2017 в 17:44
#
Евгений Бояров
+13
Если на то пошло, то дофига современных смартоф можно назвать подражателями яфона, т.к. много чего оттуда взято, равно как и яблоко не стесняется брать лучшее от других и выставлять это своей "инновацией" (как они оч любят выражаться). Вопрос, насколько качественно это делается. Например, Asus делает очень хорошие смарты.
10 мая 2017 в 17:04
#
+2165
Пользователь удален Komatos
А чем лучше функционал камеры? По принципу работы они одинаковые, так что я не стала выделять асус в "отдельный подход".
10 мая 2017 в 17:25
#
+11
Странно, что не согласны). Вполне можно проследить некую аналогию. Мне кажется в этом как раз и ничего плохого нет. Как кто-то написал выше, каждый нынче анонсируемый смарт можно уличить в определенных функциональных "подражаний". Ну так это сухая правда, если эта удобная, хорошая и продвинутая фишка, так почему бы ее не заюзать?
10 мая 2017 в 17:42
#
+11
Я немного про другое, что функционал у Асуса будет побольше, взять хотя бы лазерный автофокус, который реально решает при съёмках в тёмных помещениях, фокусируется прям считай моментом.
А так, лично моё мнение, что этот Асус весьма хорошая альтернатива айфону вплане камеры, да и подешевле будет и самое главное работает 2-3 дня, за что я его и брал;)
10 мая 2017 в 17:49
#
+11
PS Ольга, спасибо за статью!!!!
10 мая 2017 в 17:43
#
+11
PS Ольга, спасибо за статью!!!!
10 мая 2017 в 17:43
#
+11
PS Ольга, спасибо за статью!!!!
10 мая 2017 в 17:43
#
+11
Ничего себе глюки...
10 мая 2017 в 17:44
#
+2165
Пользователь удален ferens.md
зато сколько благодарностей! :)

Вам спасибо!
10 мая 2017 в 22:42
#
Вася Вотафаков
+5733
Спасибо огромное за статью. Вот это я называю человек работал. Искал инфу, сравнивал. Спасибо большое :) добавляю себе в избранное.
11 мая 2017 в 18:43
#
+2165
Пользователь удален Вася Вотафаков
Вам спасибо, что не поленились написать, а мне очень приятно! Да, инфу искала, интересно было самой разобраться :)
11 мая 2017 в 22:57
#
Дмитрий
+3
Так и что лучше взять в итоге, если выбирать между sgs7 или zenfone 3 zoom? Если смотреть не только на камеру, но и на сами смарты в целом? Извиняюсь, если не совсем по теме. Просто вопрос актуальный для меня.
17 мая 2017 в 08:33
#