Каким должно быть идеальное IT-издание в России: 10 пунктов

Павел Городницкий
Недавно Артемий Лебедев написал у себя в ЖЖ, что в России теперь модно клянчить деньги на собственные издания. Попрошайничество организовывают на краудфандинговых ресурсах типа «Планеты». Не слежу за «Планетой», но допускаю, что Лебедев прав: помню, например, как Павел Никулин (экс-«Русская планета») через сайт Кашина просил подаяние  на издание журнала.

2e53f05757fd1305f9fa47843671bf05.png

У меня другая проблема. Есть сайт «Палач | Кликни или умри», которому чуть больше года. Мы с коллегой-сооснователем неоднократно думали, во что вложиться, но так и не поняли. Сейчас наши расходы – домен и хостинг. Редко – тексты сторонним авторам. В год получается сумма, которой не хватило бы на покупку iPhone SE 16. Больше тратить неразумно – все равно окажется мало, мы просто улетим в минус.

Единственный шанс поднять денег (кроме огромного кредита) – работать качественнее, выйти в заметный плюс и аккуратно тратить эти средства на развитие. В теории должен получиться лучший IT-проект страны.

Ниже – подробное объяснение, как этого добиться.

Примечание: конкретного бюджета в этом редакционном плане нет. Бюджет – по умолчанию – выше среднего.

Новостники – главное

Мы запускали на «Палаче» раздел новостей, но нас хватило на полгода – тяжело писать заметки несколько раз в день, если тебя ждет другая работа. Несмотря на провал нашей идеи, некоторые новости собрали тысячи просмотров – например, история про Акиньшину и глюк фруктовой компании.

На дистанции новостники приносят больше кликов, чем авторы, поэтому:

а) Нужно платить новостникам выше рынка, чтобы взять топовых специалистов.

б) Нужна система поощрений за самую читаемую новость недели/месяца.

в) Всегда нужно подписывать имя автора новости. Человек – тщеславное существо: ему важны не только 50-60 тысяч рублей в месяц, но и то, что его заметку прочитало полмиллиона человек. На TJ, к примеру, новости вообще не отделены от материалов – это верный подход.

d093768cdae042394d261b6e25be47ab.jpg

Запрет российских источников

В России не генерируют IT-новости, поэтому схема работы такая: шесть часов смены новостника – серфинг по зарубежным сайтам и поиск инфоповодов, два часа (максимум) – мониторинг русских СМИ (вдруг правда забыли что-то важное). Скорость не имеет значения, а строчить про Сколково нет смысла.

35719187f6d977bd7577764a5d7325ad.png

Когда я писал новостные тексты для Madrobots, работал именно так: собирал по английским медиа все факты, потом гуглил русские источники и дополнял материал одним-двумя предложениями. Получался самый полный в России рассказ о гаджете/событии.

Больше интервью

Иногда мне кажется, что российские IT-авторы боятся включать диктофон, если вещает не спикер на презентации. Вокруг куча интересных медийных персонажей – берешь большое интервью, получаешь хайп в соцсетях и взлет в поисковиках по фамилии героя (а гуглят сейчас примерно всех).

Почему-то интервью у Wylsacom берет Eurosport – сайт, который вообще не про IT. Причина этого краха – безыинициативность IT-авторов, которым нужны только их унылые аналитические колонки.

Настоящий триумф в российской IT-журналистике – не сотни тысяч просмотров из поиска, а просмотры коллег, которые видят ссылку в фейсбуке, читают, облизываются и понимают, что не умеют делать так же круто, как ты. Даже сейчас «Палача» читают редакторы известных изданий – люди с поехавшим эго, называющие себя лидерами мнений.

Оценки


Мне больно это признавать, но грамотный формат обзора я видел только на Nomobile.ru, которым руководил Николай Турубар (человек, называющий последнего крайним). Бодрый текст про девайс, а ниже – оценка, как на The Verge. Идеально. Мечтаю когда-нибудь услышать в «Евросети» такой диалог:

– О, новый Huawei. Не знаешь, хороший?

– У него 6,7 на «Палаче». Meizu там получил 3,2. Huawei однозначно лучше.

ec14834523cb824afe4868032e88f997.jpg

Пользовательский опыт

На iGuides такие тексты исполняет Алексей Винницкий, на Mobile-Review – все подряд, но коротко, безлико и слабо.

Механизм простой: берешь IT-проблему, которая тебя волнует, пишешь по ней материал. Мало памяти в айфоне? Объясни, на что не хватает. Много памяти в айфоне? Объясни, почему ее должно быть меньше, а цена должна быть ниже. Плохо обновляется телефон? Устрой бесфактурный вой на три абзаца, но вызови у читателя эмоции.

У нас, кстати, такое уже зарождается в формате «Лучшие/худшие гаджеты авторов «Палача».

Интерактив

В сентябре на Eurosport.ru запустили тесты от PlayBuzz, и тут понеслось. Тесты выходят каждый день, иногда тестов несколько, иногда они сумасшедшие, но этот формат ориентирован на клики – они точно будут (см. скриншот ниже). Час-полтора работы – 43 тысячи просмотров. Кстати, изначально было 80 тысяч, а потом половина куда-то прожевалась.

1f04f906d5adbf8c299920117a04cf6a.png

Больше КВУ


КВУ – это «Как все устроено». Да, конкретный копипаст с The Village, но персонажей море: консультанты, пиарщики, маркетологи, дизайнеры смартфонов, IT-стартаперы, разработчики приложений и так далее. Под КВУ я бы зафрахтовал отдельного человека, чтобы он продюсировал один-два таких текста в неделю.

Больше зарплат

Всех интересуют деньги, но никто об этом не говорит и не пишет – смешно. Я бы светил у себя на сайте зарплаты конкурентов (журналистов, редакторов, пиарщиков, пиарщиц) и раскидывал по соцсетям. У меня уже есть небольшая база – она ждет подходящего момента.

8de8cb059e581246434903d5a035e5fd.jpeg

Больше тарифов

Сайт Ильи Шатилина Telecomdaily, где занимаются тарифами, фактически мертв – может, Илью и возят на какие-то конференции, но его сайт сделан для роботов, а не для людей. Мы бы писали обзоры на все региональные тарифы всех операторов. Наняли бы человека и обсасывали каждый пункт под звездочкой.

Рейтинг влиятельности


Моя мечта. Мы бы раз в год составляли рейтинг королей индустрии и, причмокивая, следили за тем, как фигуранты разносят наш текст по соцсетям. Думаю, показатель реакций фейсбука перевалил бы за 10 тысяч – ничто так не возбуждает IT-писателей, как кусочек славы.

Первый рейтинг влиятельности «Палача» выйдет уже совсем скоро.


Следите за апдейтами и подписывайтесь на канал блога «Палач говорит» в Telegram – https://telegram.me/clickordie.
6

Комментарии