Для тех, кто невнимательно следит за моим уникальным блогом и упустил некоторые из предыдущих 6 постов, подскажу, что избавляемся мы здесь прежде всего от умственного жира и зашоренности мышления с помощью нового уникального явления: фитнес-дизайна. Также в прошлые разы мои читатели в fb сетовали, что мой пример с отсечением ненужных сущностей в ресторанном бизнесе слишком абстрактен, надуман и нереалистичен, поэтому его не стоит использовать на практике. Эх, тысячу раз я слышал подобные вещи от людей, не желавших даже попытаться, рискнуть и попробовать достигнуть успеха в обход конкурентов, реализовав новую методику, ну да ладно...

Итак, сегодня абсолютно реальный кейс моего взаимодействия с одной компанией, разрабатывающей сложное ПО для автоматизации работы любых пищевых точек: от гламурных ресторанов до саун, чебуречных и пиццерий. Их коробочное решение, по замыслу разработчика, должно было легко и просто разворачиваться на любом месте в считанные часы. Моей же конкретной задачей было за неделю максимально оптимизировать интерфейс приема заказа столика в кафе администратором по телефону.


Мимоходом хочу заметить, что последние лет пять во всех своих блогах и хабрах я не устаю критиковать абсолютно безответственный подход к созданию эргономичных интерфейсов, когда проектировщику не предоставляется никаких документов по техпроцессу, требованиям, ограничениям системы. У компании-заказчика, которая якобы присутсвует более 10 на рынке разработки ПО для пищевых точек - не оказалось никаких задокументированных интервью с владельцами кафе, администраторами залов, или старшими смены. Все как всегда, работаем наощупь, по наитию и в рамках сугубо собственной фантазии (((

В обычной ситуации я стараюсь не сотрудничать с такими малоопытными заказчиками, так как результат любого будущего проектирования всегда будет предрешен: любое тактическое расставление элементов на экране по сетке ли, по гайдлайнам ли, по образцу ли конкурента, но без общего понимания стратегии работы данной точки общепита - это заведомо подготовленный проигрыш. И это не я придумал:

Однако на этот раз, ради того, чтобы на практике попробовать сбросить жир у целой компании и предложить простое и изящное решение как раз в сфере интерактивных приложений для сети ресторанов или пиццерий - задание было взято в работу. Благодаря чему все вы теперь и читаете данную статью.

Сразу же с ходу мне была поставлена задача: отбросив всех абстрактных персонажей, метрики прибыли и возможности оценить эффективность существующего у них решения с помощью хоть каких-то чисел или показателей, открывать графический редактор и начинать рисовать улучшения. Любые, но чтобы было "более красиво". Как я уже говорил, выбранный мной Заказчик-пациент идеально подходил для практического опробования методики фитнес-дизайна в моем исполнении. Менеджером заказчика была показана примерно такая интерактивная схема кафе (а может ресторана?), которую нужно было срочно улучшить и отюзабилить по полной:


По задумке менеджера именно такая 3D композиция собственного зала была способна вызвать у всех покупателей ПО пресловутый "ВАУ-эффект" и заставить выложить кругленькую сумму для покупки данного уникального коробочного решения.

Но мне сразу показалось, что здесь что-то явно не так: ну не может продаваться коробочное решение для всех и каждого, которое нужно оптимизировать под каждого заказчика в течении месяца, создавая все эти интерактивные модели. Представим ситуацию, как Федор Овчинников покупает такое ПО на всю свою сеть и команда дизайнеров полгода ездит по всей сети его пиццерий, срисовывает расположение столиков, окна, двери, курилки - и затем максимально реалистично переносит все это в интерфейс. Здесь ведь каждый столик должен стоять на своем месте, быть кликабельным, отображать текущий заказ, число гостей, ближайшую бронь, прибыль за сутки.

Просто представьте, насколько сложнее в этом уникальном коробочном ПО передвинуть столик к окну в изображенном интерфейсе, чем в реальности. А первый признак неудачной автоматизации любого процесса, когда управлять системой становиться сложнее, а не проще, чем было в жизни. См. их существующий рабочий прототип:



Как же так? Как вообще можно продавать такое решение? А что если летом в жару владельцу кафе все диваны захочется вынести на летнюю веранду? Сколько денег он должен будет вам заплатить за перекрой интерфейса? А официанты что, как юниты в стратегической игре, тоже будут в режиме онлайн перемещаться по интерактивному залу, ведомые мышкой администратора?



Это просто жир, засевший в головах разработчиков с раннего детства и не позволяющий реально смотреть на вещи. Кстати, в своей недавней статье на Мегамозгея делал обзор особенностей человеческого самообмана при попытке принятия решения: людям кажется, что они сравнивают плюсы и минусы у каждого варианта, но на самом же деле они лишь выискивают подтверждения (оправдания) собственному уже готовому решению, подсознательно принятому уже давным-давно. Ни у менеджеров, ни у отдела маркетологов, ни у руководителей любого звена в данной компании так не нашлось ни одного обоснования, почему их интерфейс должен походить на увиденную ими в детстве компьютерную игру. "Во-первых, это красиво..." - вот, собственно и все требования, которым, на их взгляд, должен соответствовать интерфейс дорогостоящей инфосистемы 21 века.

Во-первых, друзья, вести учет столиков вручную или в GoogleDocs тупо дешевле на несколько сотен тысяч рублей. И мне лично очень печально, что разработчики ПО в это непростое время убеждены, что любая чебуречная будет просто счастлива вместо открытия новой точки, добавления нового блюда, найма нового кассира для снижения очередей - взять и просто подарить свои деньги дизайнеру за правило любоваться своим залом с высоты птичьего полета, красиво уменьшая или увеличивая масштаб. Да, не буду предвзято критичен - в этой системе было реализовано много других полезнейших и крутейших фишек: добавление заказа к брони или оформление столика, удобный календарь и заказ банкетов, вероятностное ожидание освобождения каждого столика и подсказки официанту для консумации заскучавших с остывшим кофе клиентов... Да, люди видели, как работает настоящее кафе (заглядывали из-за спины, как обычно), но сами никогда не открывали его, чтобы хоть на минуту почувствовать, как в многолетнем режиме постоянной экономии средств, простаивающих столиков, портящихся продуктов - удовольствие от трехмерного тура по собственному залу будет сведено к нулю.

В общем, после долгих препирательств, я взял и срезал весь лишний визуальный жир, оставив в интерфейсе только самое необходимое. Нет, встроенная IP-телефония, "золотые" и "платиновые клиенты", связь с сайтом и прием авансовых платежей при брони никуда не делись из функционала, я просто отсек все избыточные визуальные элементы.

Вот есть столики, доступные для бронирования (или столики с заказами в соседней вкладке), где на любую дату можно смело посмотреть имеющиеся свободные периоды для брони, прикрепленные официанты, показатели прибыли и само местоположение столика. Передвинуть из зада в зал или сдвинуть все столы буквой П на банкете - дело буквально трех кликов для администратора кафе без перекройки всего дизайна. Теперь эта простейшая и наглядная временная схема может быть действительно за час развернута из коробки на любой сети пиццерий в любых областях и федеральных округах страны. При первичной настройке вводится число столиков, фамилии официантов, меню, отмечаются галочками основные особенности техпроцесса - и действительно, за сутки с момента приобретения такое ПО способно уже анализировать эффективность работы заведения, планировать будущие заказы, следить за всеми происходящими процессами и советовать наиболее вероятные эффективные решения. И никакого дизайнерского жира, см. прототип для пользовательского тестирования:


- Позвольте, а как же продавать такое скучное визуально решение? - спросите вы.

Ответ простой: для начала просто перестать считать всех бизнесменов в стране дикарями, ведущимися только на яркие бусы или привлекательный дизайн. Мой сценарий продажи - показывать покупателю вместо материэл-интерфейса всего одну цифру: допустим, что использование нашего АРМ экономит администратору зала 345 часов рабочего времени в год, или позволяет содержать в среднем на 3 сотрудника меньше, или гарантирует удвоение таких показателей, как «прибыль на один столик» или «доходы на квадратный метр помещения». Да, люди бизнеса уже выучили цифры и умеют их применять к собственной выгоде, как бы удивительно это не звучало.

Вот так, применяя внутренний цензор при любых маркетинговых решениях, можно избавляться от лишних сущностей, отфильтровывать вредные для информационного "организма" решения, и за счет всего этого значительно облегчать и оптимизировать любой цифровой продукт.

Кстати, отмечу, что за недельную работу по оптимизации интерфейса я получил от данной компании всего 5 тысяч рублей, так что фитнес-дизайн - это еще и дешево!