Важная информация

iGuides.ru | Форум о гаджетах iGuides.ru Новости сети
 
Опции темы
  06.04.2013, 17:02 #1


Больше месяца прошло с тех пор как я запустил свою первую игру для iOS. Обзор игры вы, возможно, уже читали. Спасибо Артуру за отличную статью. Сейчас я хочу рассказать, как все прошло. Статья достаточно длинная, так что садитесь поудобнее.

Я занимаюсь freelance для iPhone и iPad уже порядочно, писал приложения и небольшие игры. И вот наконец решил, что у меня хватит знаний и денег, чтобы выпустить свой проект. Изначально я ставил цель сделать что–то полезное, образовательное. На заказ я уже написал несколько подобных приложений. Одним из первых была мобильная версия интернет–университета Интуит. Это серьезное приложение, где можно смотреть видео–лекции, читать лекции в текстовом виде, проходить тесты и даже получить диплом о высшем образовании. По статистике скачиваний приложения видно, что привлекать массового пользователя к образованию надо чем–то другим.

Пример «другого» приложения я писал где–то в то же время, что и Интуит. Это серия игр Ерундопель, Ударник, Орфограф и т.д. Самая популярная игра из этой серии, Орфограф, продержалась больше недели на первом месте в платных играх в России. Было достаточно много образовательных игр, которые покоряли русский Аппстор подобным образом. Так что, думаю, именно этот жанр подобных простеньких образовательных игр подходит для моей цели лучше всего.

Заработать баснословных денег на таких играх конечно нельзя. «Angry birds» и «Cut the rope» всегда будут популярнее. Но будет здорово, если получится вывести их на самоокупаемость, т.е. чтобы они приносили денег не меньше, чем заказная разработка. Тогда можно будет полностью посвятить им все свое время. Кстати, в защиту птичек и ом–ном–нома, эти игры тоже вполне развивают мозги, так что к ним никаких претензий. Просто хочется помимо головоломательности доносить еще какую–то полезную информацию.

Первую игру я решил посвятить живописи, которой сам недавно достаточно сильно увлекся. Суть игры подсказала некогда прошедшая по рунету смешная статья про художников от californian-bi4. Я пообщался с автором статьи и она разрешила мне использовать цитаты из поста для иллюстрации. Вот некоторые приличные цитаты оттуда (самые смешные, к сожалению, нецензурные):

Если видишь на картине темный фон и всяческие страдания на лицах — это Тициан.


Если на картине много маленьких людишек — Брейгель.


Красиво, все голые, и фигуры как у культуристов после сушки — Микеланджело.


Видишь балерину — говоришь Дега. Говоришь Дега — видишь балерину.


Контрастно, резковато, синевато и у всех вот такие тощие бородатые лица — Эль Греко.


И, наконец, если все, даже тётки, похожи на Путина — это Ван Эйк.
Писать подобную игру еще полезнее, чем играть в нее. Я узнал столько интересных тонкостей о художниках и жанрах, что теперь чувствую себя вполне прилично разбирающимся в живописи. И ходить по музеям и галереям стало намного интереснее.



Это все было немного длинное и, надеюсь, хоть немного интересное вступление. Теперь перехожу к смысловой части статьи. Решил построить повествование в виде описания конкретных проблем или вопросов, которые вставали в процессе разработки, и вариантов решения, на которых остановился я. Статья немного техническая, но постарался не сильно углубляться, чтобы и неразработчикам было относительно понятно.

У нас есть постановка. Надо начинать продумывать архитектуру. Сложность тут одна, большой размер картин: для айпада большая сторона изображения должна быть 2048 пикселей. При таком разрешении размер одного jpg около мегабайта. А если я рассчитываю на несколько сотен картин, то это становится большой проблемой.

Одним из заказчиков у меня был производитель аудиокниг. Изначально мы выпускали приложения со вшитыми в программу mp3. После выпуска около 20 книг Apple нам предложил прекратить спамить аппстор однотипными приложениями и попросил написать оболочку с in–app purchases. Тут-то мы и встали на грабли. Если хранить файлы на Amazon S3 (сервис от амазона для хранения файлов, где оплата идет за размер хранимого и за трафик) и продавать 500–мегабайтную книгу за 1$, то треть берет Apple, а еще треть уходит на оплату амазона. Можно купить «безлимитный» американский shared–хостинг, вроде hostmonster но там во–первых надо платить каждый месяц, даже если продаж нет, а во–вторых могут прикрыть аккаунт, если трафик будет слишком большой. Что приведет к тому, что продажи продолжатся, а вот скачать пользователи не смогут. И это будет полный провал.

Насколько я понимаю, в iOS 6 Apple добавили возможность хранить контент, привязанный к in–app purchases, на их серверах бесплатно, так что через год–полтора все будет сильно проще.

В случае с аудиокнигами остановились все-таки на амазоне, но даже с ним есть проблемы. У кого-то из–за плохого интернета что–то не скачивается, кто–то покупает книгу и пытается скачать её на edge. В итоге достаточно много усилий уходит на поддержку, разъяснения по почте и т.п.

Наступать на те же грабли не хотелось. Остался только вариант, когда картины лежат сразу в приложении. Минусы очевидны: большой размер приложения. Через 3g не скачаешь, качается долго, места у кого-то может не хватить. Но 3d–игры по гигабайту же как–то скачивают, так что пришлось смириться.

Вопрос: где хранить изображения?
Итог: в бандле программы.




После этого я за несколько часов набросал прототип, в котором можно было увидеть картину и выбрать один из четырех вариантов. Настало время понять, реально ли вообще собрать такую базу картин и вариантов ответов. Как это делать и где хранить. Заморачиваться не стал. Завел файл-табличку в open office, которую набивал данными, а потом скриптом (в моем случае на ruby) выгружал данные из таблички в json нужного формата. Если человеку удобнее читать таблички в excel–формате, то для компьютера и программиста удобнее читать в формате json. Этот json при старте программы вполне быстро загружается в память. Сразу делал двуязычную программу, поэтому храню оба языка в одном месте в табличке. Тут я явно просчитался. Добавлять третий язык будет совсем неудобно. Сами файлы с картинами сохранял в отдельную папку и в таблице указывал для каждой картины имя файла. В итоге все это выглядит примерно так:



Вопрос: как наполнять базу?
Итог: табличка OpenOffice + картинки в папке + скрипт для выгрузки в json




Когда внутренности игры были готовы, дело дошло до внешности. Как человек рачительный и самоуверенный, решил сэкономить на дизайнере. Взял в руки Pixelmator и начал придумывать экраны. Сразу предупрежу, что медведь на руку с кисточкой наступил мне еще в детстве. Самый красивый мой шедевр выглядит примерно вот так:



Но как оказалось, в простом случае рисование дизайна приложения совсем-таки наоборот не содержит в себе рисования. В интернете столько готовых частей дизайна (от фонов и шрифтов, до кисточек и готовых кнопочек и рюшечек), что достаточно как-то их умеренно совокупить и получится что-то вполне прилично выглядещее. Я конечно понимаю, что получился совсем не шедевр, но по-моему не отвратительно. Это я все к тому, что программистам не стоит бояться попробовать набросать симпатичный интерфейс. Вдруг получится? Мне еще и сам процесс в итоге понравился. Очень увлекательно.

Эскизы в итоге выглядели как-то так:





Вопрос: где брать дизайн?
Итог: нарисовал сам в Pixelmator




Вот начем я застопорился, так это на иконке. Все мои копипасты готовых картинок не давали результата, который бы можно было назвать иконкой. Так что пришлось искать помощи. Сначала я скромненько написал автору, по моему мнению, самых крутых иконок на dribble, с ненавязчивым вопросом, сколько стоит иконка у него. Он меня мягонько отослал, сказав, что сейчас в отпуске. Потом написал каким–то русским парням, у которых тоже вполне приличные работы на dribbble. Они с меня потребовали идею иконки. Я сообщил, что нужна картина в рамке с закругленными краями. Получил ценник в 15000 рублей, посоветовался с жабой и пошел искать дальше.

Где-то в это время услышал в Рунетологии про сервис рисования логотипов с помощью краудсорсинга. Оказалось такой же есть и для дизайна приложений и иконок: http://99designs.com. Идея простая: вы создаете конкурс, пишете, что вам нужно. Дизайнеры присылают варианты. Если вам совсем ничего не нравится, то, вообще ничего не платя, уходите восвояси. Если что-то приглянулось — выбираете лучшую иконку и только ему платите заранее определенную цену. Я создал самый дешевый конкурс на создание иконки (199$) и стал ждать. В первый день прислали совсем треш + пару иконок от уже существующих приложений. Я расстроился, одних послал, других забанил и ушел ждать дальше. Кстати, условия конкурса были такие, что я не могу публиковать невыбранные дизайны. Придется поверить на слово. На следующий день поперло конкретно. В итоге мне 20 дизайнеров со всего мира прислали 30 разнообразных вариантов иконок. И стало реально сложно выбрать. Проблема еще в том, что выглядящая прекрасно в крупном варианте иконка, в виде иконки на айфоне выглядит блекло или непонятно. И наоборот. Если иконка хорошо смотрится в мелком виде, то крупно ей не хватает деталей. Т.к. чаще всего пользователи покупают и смотрят на иконки в аппсторе в мелком виде, то в итоге выбрал ту, которая лучше смотрелась в маленьком размере.



Наверху вторая справа — то, что я смог воплотить самостоятельно.

Да и замысел с задумавшимся ангелом, кто же все–таки художник, мне очень понравился. Смешно, что из 20 дизайнеров со всего мира, я в итоге выбирал между украинцем и русским. Ангела нарисовал парень из Удмуртии, спасибо ему. Подводя итог, за 199$ я получил иконку, которой был очень доволен. Причем выбирал из 30 вариантов. Всем рекомендую подобные сервисы.

Вопрос: где взять иконку?
Итог: заказал на 99designs.com




Логика игры очень простая, так что особых вопросов при программировании не возникало. Разве что можно рассказать про один момент. Т.к. я делал отдельно iPhone–приложение, отдельно под iPad, то мне в итоге нужно было 4 комплекта картин в разном разрешении (под разные устройства с ретиной и без). И как–то нужно было это все сделать. Понятно, что тут ничего сложного нет. Можно сделать это в консоли через ImageMagick, можно написать скрипт на любом знакомом языке, который сделает то же самое. Но я для таких задач приловчился использовать Automator. Это такая маковская утилита для gui–программирования. Выглядит очень прикольно. Вот какую я написал программу для конвертирования картинок под одно из устройств:



Мы просто выстраиваем в цепочку заранее заготовленные операции с файлами. Прикольно, что сторонние разработчики приложений могут добавлять свои операции. Так pixelmator поставляет некоторые задачи для изображений, которых не хватает в стандартной поставке.

Вопрос: как конвертировать изображения?
Итог: скрипты для Automator




И последнее. Самый больной вопрос для разработчика, про маркетинг. Большинство разаботчиков считают, что маркетологи занимаются не очень–то полезным делом. Я, вообще-то говоря, явный представитель этого большинства, так что как и в дизайне решил обходиться своими силами. Что делал из продвижения: как положено заказал обзоры на всех ведущих сайтах: iguides, iphones, appleinsider и несколько более мелких, где обзоры сильно дешевле. Разослал ссылки на игру во все тематические группы про живопись ВКонтакте. Оказывается, сейчас модно брать от 50 до 300 рублей за публикацию рекламной ссылки на стене группы, цены радуют!

Разослал предложения о сотрудничестве всем российским галереям живописи и всем московским художественным школам. Не ответили ни на одно письмо…

Контекстную или мобильную рекламу делать для платных приложений не принято. Так что больше пока ничего не придумал.

Ах, да! В игре же есть еще английский язык. Можно постараться продвинуть и не только в России. Но там пока ничего не получилось. Попробовал заплатить 200$ сервису applaunch.us, который должен был разослать мой пресс-релиз нужным сайтам. Результат нулевой, ни одного обзора. Я даже сходил в банк, чтобы вернуть потраченные деньги (пока жду результата).

Попробовал сам разослать письма всем топовым зарубежным обзорным сайтам, бесплатно никто писать обзор не стал, а деньги я платить не захотел. Все сайты там какие-то очень подозрительные, они говорят о большой популярности, но к статьям совершенно нет комментариев. А просят от 100$ за статью.

Итоги продвижения не очень утешительные. При затратах 40 тыс. рублей на иконку и рекламу на сегодняшний день игра заработала 2000$. На разработку я потратил около 3 недель. Так что на окупаемость она пока не вышла. Но я не расстраиваюсь, все-таки к следующим приложениям у меня уже будет накоплена база лояльных пользователей и неплохой опыт. Надеюсь, дальше будет только лучше.

Вопрос: как продвигать?
Итог: стандартный набор, обзорные сайты, тематические группы вконтакте




Если вдруг вы еще не скачали игру после обзора (да как вы могли?!), то настало время сделать это сейчас. Тем более что iPhone–версия бесплатна до понедельника.



Скачать «Кто художник?» для iPhone

Купить «Кто художник? HD» для iPad

Последний раз редактировалось Артур Сотников; 06.04.2013 в 18:23.
  06.04.2013, 18:42 #2
Что за уродливая иконка, где то в гугле таки рамки уже видел, размазня, ui тоже ужасен.
  06.04.2013, 21:44 #3
Сообщение от Anjeialf »
Что за уродливая иконка, где то в гугле таки рамки уже видел, размазня, ui тоже ужасен.
Спасибо за ваше мнение
Про рамки только не понял, что и где видели?
  06.04.2013, 21:54 #4
Классный "обзор" своей работы. Читать очень интересно. Сам собираюсь стать разработчиком, поэтому коплю опыт. Спасибо большое. Ну и за приложение, конечно, отдельное спасибо. Тем более за бесплатность.

Сообщение отправлено из мобильного приложения iGuides
  06.04.2013, 21:59 #5
Отлично! Так держать!

Сообщение отправлено из мобильного приложения iGuides
  06.04.2013, 22:40 #6
Сейчас попользовался немного приложением - пользоваться очень приятно. Я полный ноль в живописи, но сейчас меня прямо заинтересовали различные художники. Надо вырабатывать способность различать стили, чтобы не ошибаться в авторах картин. За приложение большое-пребольшое спасибо.

Сообщение отправлено из мобильного приложения iGuides

---------- Добавлено в 23:40 ---------- Предыдущее сообщение было написано в 23:40 ----------

Сообщение от cuker »
Сейчас попользовался немного приложением - пользоваться очень приятно. Я полный ноль в живописи, но сейчас меня прямо заинтересовали различные художники. Надо вырабатывать способность различать стили, чтобы не ошибаться в авторах картин. За приложение большое-пребольшое спасибо.

Сообщение отправлено из мобильного приложения iGuides
  06.04.2013, 23:08 #7
По-моему, 20.000 рублей за 3 недели это еще нормально. Главное не останавливаться)
P.S. Нечего она не бесплатная)

Сообщение отправлено из мобильного приложения iGuides
  06.04.2013, 23:11 #8
Сообщение от abrakatapr »
По-моему, 20.000 рублей за 3 недели это еще нормально. Главное не останавливаться)
P.S. Нечего она не бесплатная)

Сообщение отправлено из мобильного приложения iGuides
Странно, в американском сторе еще бесплатная, а в русском уже стала платной, видимо я напутал с датой, прошу прощения. Продлил бесплатность, через несколько минут должно обновиться.
  06.04.2013, 23:15 #9
Прошу прощения, не заметил надписи, что только iphone версия бесплатная. Кстати, как насчет выпуска "lite" версии?

Сообщение отправлено из мобильного приложения iGuides

---------- Добавлено в 18:15 ---------- Предыдущее сообщение было написано в 18:14 ----------

Хотя айфоновская тоже) ладно, проверю через 5 минут)
P.s. А айпедовскую бесплатную сделаете?)

Сообщение отправлено из мобильного приложения iGuides
  06.04.2013, 23:39 #10
Сообщение от abrakatapr »
А айпедовскую бесплатную сделаете?)
Не, это экономически не выгодно
  07.04.2013, 11:40 #11
Висит бейджик Вилсы.
  07.04.2013, 13:02 #12
Реализовано приложение по-русски... UI говно проще говоря...

Сообщение отправлено из мобильного приложения iGuides
  07.04.2013, 13:26 #13
Pilot34, А вот обладатели androidOS не могут поддержать отечественного программиста, но за статью спасибо.
  07.04.2013, 14:10 #14
Спасибо, весьма познавательная статья.

Сообщение отправлено из мобильного приложения iGuides
  07.04.2013, 14:41 #15
Сообщение от ElvisDVSONE »
Висит бейджик Вилсы.
Угу, баг в движке, не дает исправить


Сообщение от Keinchi »
Pilot34, А вот обладатели androidOS не могут поддержать отечественного программиста, но за статью спасибо.
После статьи на хабре ко мне обратился андроид-программист и версия уже в разработке. Так что скоро должна выйти!
  07.04.2013, 14:48 #16
Я один заметил ошибку на Главной картинке: "Кто ХуЖодник" ?
  07.04.2013, 15:08 #17
Сообщение от Xlive »
Я один заметил ошибку на Главной картинке: "Кто ХуЖодник" ?
ахах, точно) Картинку делал не я, теперь уже не переделаешь =(
  08.04.2013, 21:28 #18
Спасибо за ваше мнение
Про рамки только не понял, что и где видели?
Рамка иконки нарезана из четырех частей одного изображения ужасного растрового изображения, стыки видно даже тут не говоря уже о ретина размере, артефакты при использовании overlay освещения аж режут глаза, мыло из за масштабирования растра просто ужасно, UI тоже очень хромает .... злая критика но... 8)

Программа и идея великолепны, наймите дизайнера 8)
  09.04.2013, 00:15 #19
Сообщение от Anjeialf »
Рамка иконки нарезана из четырех частей одного изображения ужасного растрового изображения, стыки видно даже тут не говоря уже о ретина размере, артефакты при использовании overlay освещения аж режут глаза, мыло из за масштабирования растра просто ужасно, UI тоже очень хромает .... злая критика но... 8)

Программа и идея великолепны, наймите дизайнера 8)
Спасибо!)

Да, я в итоге выбрал ту, которая в мелком размере лучше смотрится. В аппсторе же иконка 114/114 ретина. Для него качество нормальное, разве нет?

А если бы я еще дизайнера нанял (минимум 30-40к руб), то сейчас бы был совсем в минусе
  09.04.2013, 01:22 #20
Да она и в мелком

Ну вон дела идут в гору там глядишь и обновите 8)
  09.04.2013, 23:28 #21
Кто-нибудь знает откуда взята музыка из приложения?
  10.04.2013, 13:47 #22
Сообщение от CHEgivara »
Кто-нибудь знает откуда взята музыка из приложения?
вот отсюда, в разделе классики http://www.freesfx.co.uk

Ответить
Опции темы
Опции просмотра

Быстрый переход