В рамках выставки IFA 2015 корреспондент iGuides пообщался с Яковом Зубаревым, со-основателем и президентом компании Parallels. Из интервью вы узнаете о ключевых функциях новых продуктов, планах на будущее, конкуренции, ценовой политике и другие интересные подробности обо всем, что связано с виртуализацией, удаленным доступом и компанией в целом.
Давайте начнем с обновленных версий ваших продуктов. Что важного появилось в Parallels Desktop 11, кроме поддержки новых операционных систем?
Самое важное, что мы сделали в Parallels Desktop 11, — это запустили новую версию под названием Pro для разработчиков, дизайнеров, тестеров. Порядка 27% людей, которые используют Parallels Desktop, относятся именно к этой категории пользователей. Для них в новом продукте есть такие вещи как интеграция с Visual Studio, Network Simulation Tools, есть интеграция c Chef, Jenkins, Docker. Для тех, кто не знает, Chef — это автоматизация, а Docker представляет собой что-то между автоматизацией и контейнерной технологией. Появление Pro-версии Parallels Desktop 11 важно для нас, потому что со временем это станет практически отдельной линейкой продуктов, и мы будем продолжать работать в этом направлении.
Вы ее создали основываясь на каких-то отзывах или просто почувствовали, что это важно?
Pro-версия появилась потому, что самая большая часть аудитории — это именно разработчики, тестеры и так далее. Соответственно есть много вещей, которые мы можем сделать, чтобы упростить им жизнь. Получается, Pro-версия вышла даже не потому, что ее просилипользователи, а от самого факта наличия большой группы людей, которым это нужно и для которых работа с Mac становится очень перспективным направлением.
А как насчет Parallels Access 3? Что с вашей точки зрения стало наиболее важным в новом релизе?
В первую очередь важно само по себе то, что мы продолжаем развивать Parallels Access. Когда мы его только запустили, это был просто удаленный доступ к приложениям с удобным интерфейсом, а теперь мы постепенно добавляем вещи, которые имеют отношение к доступу к файлам. Проблема в том, что сами файлы на компьютерах пользователей раскиданы по самым разным местам: одни находится в облачных сервисах, другие хранятся локально, третьи корпоративные и так далее. В этой ситуации работа с файлами — это вечная боль пользователей. Развивая Parallels Access, в первую очередь мы сейчас стараемся улучшить работу с файлами и будем продолжать это делать. Кроме того, в новом релизе появились такие крупные нововведения как Game Mode, можно обмениваться файлами, не используя при этом облачные сервисы, не закачивая и скачивая файлы для этого.
Но ведь Parallels Access всегда был про работу? Почему вы решили добавить игровой режим?
Одним из часто задаваемых вопросов у пользователей было то, почему они запускают удаленно игры и не могут играть. Теперь могут.
Вы планируете как-то это развивать?
Сначала посмотрим, что будут говорить люди о его использовании.
А что насчет интернета вещей и умного дома? Может быть, вы планируете сделать продукты для виртуализации в Smart TV?
То, что мы будем дальше делать, не обязательно должно быть именно виртуализацией. Все будет зависеть от того, какую мы хотим решить проблему. В случае с Windows на Mac виртуализация нужна для того, чтобы люди могли пользоваться разными платформами на одном устройстве. Другой способ — удаленный доступ как в Parallels Access. Этим мы решаем ту же проблему: как на одном устройстве использовать приложения, написанные для другой операционной системы. Хочется подчеркнуть, что мы в первую очередь решаем проблемы пользователей, а виртуализация — просто один из способов.
Получается, при использовании условных Smart TV нет какой-то острой проблемы и в домашней технике нам не нужно решать вопросы удаленного доступа?
Вообще интернет вещей начал появляться потому, что сейчас практически любое устройство — это компьютер с определенной функциональностью. Например, телевизор представляет собой маленький компьютер с большим экраном, на котором основное приложение показывает каналы. Но в целом на нем теперь можно делать что угодно. Если раньше там были специализированные системы, то теперь в телевизорах используется обыкновенный Android, Linux, Tizen. Получается, на Smart TV такая же операционная система как на многих других устройствах и проблемы в ней точно такие же. Это не значит, что у нас уже есть какие-то конкретные планы, но мы рассматривали это и даже оценивали возможность поставить в ТВ клиент Parallels Access. Вопрос в том, насколько это полезно и как часто будет использоваться? Есть такой момент, что сейчас количество времени, которое люди проводят у телевизора, все время уменьшается, и мы чаще смотрим в экраны совсем других устройств. Что касается умного дома в целом, это богатая тема, но конкретных идей на этот счет у нас пока нет.
В прессе появилась тенденция рассуждать о том, что в противостоянии PC и Mac первый должен все-таки дожать второго. Что вы думаете о предположении, что Windows 10 может уменьшить процент пользователей Mac?
Вообще доля Mac растет быстрее, чем PC. Возможно, по версии Microsoft после выхода Windows 10 ситуация должна была измениться, но на самом деле предпосылок для этого нет. За последние 12 месяцев доля Mac выросла процентов на 10, тогда как рынок PC немного уменьшился. Есть объективная причина, почему Mac продолжает расти — просто «маковское» железо лучше. Это даже не вопрос Windows против OS X, все дело в том, что у майкрософтовских OEM нет настолько хорошего железа как у Apple. Mac покупают вовсе не потому, что кто-то покупает себе именно OS X, а потому что там классное железо, трекпад, камера, экран и все остальное. А операционная система позволяет на этом еще и хорошо работать.
Даже если рассматривать с точки зрения экономики, прибыль Apple несравнимо больше прибыли других компаний, так что они могут позволить себе тратить реально много денег на разработку, исследования и улучшение продуктов. Apple — единственная компания, которая занимается такими специализированными вещами как материалы и даже производство материалов. Они не просто берут алюминий для изготовления корпусов, а работают над сплавами, теплоемкостью. Фактически создаются новые материалы, из которых потом делаются устройства. Насколько я понимаю, Dell, HP и другие компании такими вещами не занимаются.
Есть мнение, что Microsoft, Google и Apple пытаются стереть некую грань между десктопом и мобайлом. Вы видите в этом угрозу в целом или для каких-то отдельных продуктов?Никто из них это не пытается сделать, по крайней мере специально, потому что такой грани вообще нет. Эта грань искусственная. Если брать в расчет программное обеспечение, какие-то фундаментальные принципы одной операционной системы, будь то многозадачность, виртуализация памяти и тому подобные вещи, уже могут работать на устройствах разных форматов. Сейчас появляются устройства с разной мощностью процессора, с разным размером экрана и разными операционными системами, но главный вопрос в том, как IT-департамент компании должен устанавливать одинаковые приложения на все эти устройства? Это чудовищная задача и мы помогаем ее решить. Чем больше таких вот разных вариаций, тем лучше нам, потому что мы стараемся предложить привычный опыт использования программ пользователям любых устройств.
Каждый год в Parallels Desktop добавляется поддержка новых версий операционных систем, увеличивается производительность, появляются киллер-фичи. Но какой вы видите виртуализацию будущего?
Во-первых, раньше мы впервые брали какие-то вещи из OS X и делали так, чтобы они работали внутри Windows в виртуальной машине. Теперь, в Parallels Desktop 11, впервые мы сделали наоборот — голосовой ассистент Cortana доступна повсеместно через «Hey, Cortana». Если Microsoft будет быстро внедрять какие-то интересные вещи, грубо говоря, мы начнем их портировать с Windows на OS X. Второе — это появление дополнительных возможностей, а не просто запуск операционной системы в виртуальной машине. Например, для людей, которые пользуются Parallels Desktop на ноутбуках и часто бывают в поездках, мы сделали новый режим Travel Mode, который до 25% сокращает потребление заряда батареи и много другого. Мы продолжаем думать над тем, как еще можно упростить жизнь наших пользователей.
Если говорить о монетизации, сейчас в тренде подписки. Для себя вы тоже видите в этом будущее или все-таки не планируете отказывать от коробочных версий Parallels Desktop?
Пока мы только нащупываем рынок. Если большая часть людей будет выбирать подписку, тогда мы подумаем над тем, зачем вообще нужна «не подписка». Но вообще пока нет планов переходить только на подписную модель монетизации.
Есть такой вопрос, который не дает покоя нашим читателям года так с 2009, когда стало нужно платить за новые версии Parallels Desktop с поддержкой новых операционных систем. У нас на форуме даже есть ветка с этим вопросом, которая собрала 120 000 просмотров за полтора года. Давайте попробуем расставить все точки и ответить на вопрос, почему пользователи должны каждый раз платить за новую версию Parallels Desktop?
Я понимаю, что софт воспринимается пользователями как нечто такое, что ничего не стоит. Но на самом деле это дико. Никто почему-то не ждет, что после покупки iPhone к нему будут бесплатно добавляться какие-то штуки?
Ну вот это нас и приучило, что с выходом нового iPhone и, например, с появлением экрана Retina, обновления приложений с поддержкой высокого разрешения были бесплатными.
Чтобы поддерживать новую версию операционной системы и придумать кучу новых функций нам нужно потратить деньги, причем достаточно много, на качественную разработку. Почему-то есть такое ожидание, что мы будем добавлять какие-то вещи бесплатно, но при этом такого ожидания нет в железе. Воспринимается, что железо стоит денег, а вот софт — нет. Но на самом деле себестоимость железа тоже очень мала, а в основном оплачивается труд инженеров.
Просто невозможно поддерживать все старые версии ПО из-за значительных потребностей в инженерных ресурсах. Поэтому мы поддерживаем текущую версию плюс одну версию назад (Parallels Desktop 11 и 10). Это довольно стандартная практика в индустрии. Сейчас пользователи 9-й и 10-й версии могут обновиться на подписку для профессиональных пользователей Parallels Desktop Pro Edition за 2490 рублей в год (вместо 4990 рублей в год при покупке новой версии). Если будут обновляться дальше, то цена для них сохранится ($49.90 в зависимости от внутреннего обменного курса компании).
Давайте затронем вопрос конкуренции. Много лет назад я пробовал продукт VM ware и у меня ничего не вышло. Безуспешное знакомство длилось минут 30–40, затем я решил протестировать Parallels Desktop и все прошло отлично. Как вы считаете, в каком году произошел этот переломный момент, когда вы вырвались в очевидные лидеры?
Вообще мы первыми запустили такой продукт, и у нас не было конкурентов первые полтора года, примерно до лета 2007 года. Потом появилась Fusion и отобрала у нас какую-то долю рынка, в частности потому, что у нас в тот момент был неудачный релиз новой версии. А стратегия Fusion простая: они смотрят, что у нас есть, и просто копируют это с запозданием в год. Вообще в случае с копированием продукты можно улучшать, но эта история не про VMware, потому что для них Fusion — это совершенно маргинальный продукт. Он им нужен просто для того, чтобы можно было говорить о наличии такого продукта. Денег он практически не приносит.
Теперь давайте про Parallels Access. Его конкуренты появились на рынке намного раньше, например, Team Viewer. Несмотря на это вы себя считаете лидерами в этом сегменте?
Да, конкурентов вагон и маленькая тележка. Но дело в том, что Parallels Access это удаленный доступ именно с мобильных устройств, а Team Viewer занимается немножко другим. Основные клиенты у них — это департаменты технической поддержки, прибегающие к схеме ПК-ПК для починки удаленного компьютера, так что у нас практически нет ничего общего. У нас лучший мобильный удаленный доступ, так что если говорить именно о лидерах в этой сфере, мы превосходим Team Viewer. Но если говорить об общем количестве пользователей, тогда все-таки еще нет.
А кто тогда конкурент Parallels Access именно в пределах целевой аудитории?
Это компания Splashtop, которая копирует у нас некоторые вещи, например, адаптацию удаленного доступа к мобильным интерфейсам. Но вообще-то все друг у друга копируют, в этом ничего ненормального нет. На этом даже можно какое-то время держаться на плаву.
Спасибо за интересную беседу.