Сфетофор

Нам пишет разработчик приложения «Светофор»:

Я хочу рассказать о нелегком пути разработки приложения под названием «Светофор», которое пару дней назад появилось а App Store. Начиналось все более, чем заурядно, однако потом проект разросся, да и сама концепция претерпела некоторые изменения, но обо всем по порядку.

Я не владею ни одним из общепризнанных языков программирования, да и навыками рисования не наделен. Это сильно усложнило затею: работа программистов стоила дорого, дизайнеры на фрилансе ломили цены, а я горевал. В общем, идеи так и оставались идеями. Как известно, выход есть всегда.

Надеюсь, вам будет интересно узнать, как же я вышел из положения. С удовольствием поделюсь своим опытом и расскажу, как избежать многих затруднений, которые наверняка возникнут и на вашем пути. Надеюсь, моя история для многих будет поучительной.

Первые шаги

Не так давно меня стали посещать мысли о создании интересных и полезных для широких масс пользователей приложений. Будучи скептиком, я, например, не верил в сказки про чудесное покорение мира сервисом Instagram. Как известно, у любого, даже самого незаурядного сервиса, всегда есть аналоги, а уж избитая идея, основанная на любви пользователей к фотографированию, точно не могла произвести фурор. Осознавал ли я, что в известное ныне приложение были вложены немалые усилия и деньги? Само собой, осознавал. Уже тогда я понимал, что за всем стоят дизайн, простота использования и грамотный маркетинг, однако «для разогрева» я решил сделать первый проект не совсем уж замудреным. Главным образом мне хотелось опробовать свои силы на каждом из этапов разработки и посмотреть, что же из всего этого получится в конечном итоге.

Идея не была взята из воздуха. В то время я проходил обучение в автошколе. Именно это натолкнуло меня на одну интересную мысль. Только представьте, тысячи, да что там, десятки тысяч начинающих водителей каждый год испытывают сложности со сдачей экзамена в ГАИ. На мой взгляд, в вождении автомобиля нет ничего сложного, но первый шаг в получении прав не всем дается легко. «Почему бы не сделать приложение по предварительной экзаменовке, ведь оно для многих может быть очень полезным?» — подумал я и начал воплощать идею в жизнь, обосновав все тем, что рынок смартфонов в России растет не по дням, а по часам.

Определившись с концепцией, я решил начать с дизайна. Возможно, такой подход не был верным, но меня было не остановить. Словно одержимый, я просматривал десятки аналогичных приложений, пытаясь выявить их сильные и слабые стороны. После ознакомления я пришел к неутешительному выводу: большинство контента в просмотренных мной программах либо не соответствовало стандартным требованиям ГАИ (в особенности это касалось картинок), либо предлагалось для изучения за отдельную плату или вымогание положительных отзывов. Подобный подход меня не устраивал. Хотелось создать продукт с условиями тестирования, наиболее приближенными к настоящим, да еще и не затратный для конечного пользователя. Тогда мне в голову пришла неплохая, на мой взгляд, бизнес-модель: платная версия приложения должна содержать всю базу билетов, теории и дополнительной информации, которая будет пополняться с каждым обновлением, а в бесплатной будет присутствовать одно незначительное ограничение — обязательное соединение с интернетом. Никаких ограничений на контент не предусматривалось. Таким образом, дома вы сможете позаниматься без проблем, а вот сделать это в какой-нибудь глуши будет крайне проблематично. Я никогда не являлся сторонником freemium-модели, поэтому посчитал, что так поступить будет честнее всего, да и какие-никакие деньги на развитие проекта я получить смогу. Теперь оставалось лишь приступить к разработке.

Москва не сразу строилась

Как я уже упоминал, навыки в проектировании дизайна у меня напрочь отсутствовали. Чтобы  остановить свой выбор хоть на чем-то, я принялся изучать известный среди дизайнеров сайт Dribbble. Там я качал бесплатные макеты, чтобы примерно разобраться, что к чему, прикидывал примерную верстку и так далее. Методом тыка я изучил основные трудности и принялся творить.

Спустя неделю кропотливой работы пробный вариант был готов, однако он меня не совсем устраивал: в глаза бросалось несоответствие цветов, стиль едва ли прослеживался, да и слаженность деталей практически отсутствовала. После показа макетов знакомым я до конца осознал, что дизайн провалился, что и подстегнуло меня к дальнейшим действиям.

Светофор
Конечный вариант был готов лишь через месяц

Добавив к этому подробнейшее техническое задание, в котором была полностью определена концепция будущего продукта, я стал искать людей, способных претворить идею в жизнь. Для этого я окопался на сайте free-lance.ru, который наверняка знаком многим, и начал выискивать подходящие кандидатуры. Желающие нашлись, однако предложенные ими ценники в $1,500-$2,500 казались слишком высокими. Не спешите закидывать меня камнями, я попробую объясниться: это для вас, москвичей, такая стоимость заказа кажется низкой. Мне же не повезло родиться в столице нашей необъятной Родины — я из глубинки, а в маленьких городах каждый рубль на счету. Спустившись с небес на землю, я все равно решил не отказываться от этой идеи, ведь бросать дело, не доведя его до конца, для меня было смерти подобно.

Пораскинув мозгами, я решил обратиться в новый проект Хабра под названием Freelansim, который тогда лишь набирал обороты. Отправив туда ТЗ, я стал ждать чуда. Можно сказать, что оно произошло: на предложение откликнулись порядка 20 кандидатов, а средний ценник был куда ниже и составлял от $500 до $1,500.
«Уже проще» — решил я и стал фильтровать исполнителей по доступной мне цене, попутно задавая наводящие вопросы о разработанных приложениях и навыках, которыми они обладал ​и на тот момент.

Особо приглянулась мне одна команда, менеджер которой был внимательным и отвечал на все поставленные вопросы, а также предоставил доступ к их портфолио и сайту. Кроме того, он обещал предоставить бесплатную двухгодичную поддержку, что и повлияло на решение. И все-таки кое-что меня смущало.

Вы будете смеяться, но уже на следующий день я нашел более дружелюбного исполнителя Виталия из Украины, запрашивавшего куда меньшую сумму — всего $500. С ним было комфортнее общаться, поэтому выбор остановился именно на этой кандидатуре. Не буду кривить душой, ценник тоже повлиял на общее решение, однако, разработчики, возьмите на заметку одну простую истину: если вы хотите сохранить длительные отношения с клиентом — общайтесь с ним как с другом. Это дорогого стоит!

Оплату, кстати, решено было разбить на два этапа: 50% за половину проекта, следующие 50 — после его завершения. Видимо, парень «на том конце провода» загорелся идеей. Уже через три дня у меня на телефоне была пробная версия приложения, которая вселяла надежду, ведь картинки наконец-то ожили и забегали в моем стареньком iPhone 3GS. Радости не было границ!

Продолжение разработки

Дело спорилось, поэтому скоро прототип был практически завершен. Оставалось лишь позаботиться о подключении базы данных, которую мы решили хранить на сервере для быстрого редактирования ошибок. К тому же, обновлять базу в интернете впоследствии все равно было бы удобнее.

Настала пора разрабатывать backend приложения, для чего мне потребовался еще один программист. К счастью, у меня есть друг, отлично владевший PHP. Недолго думая, я отправился к нему за советом, и он предложил мне свою помощь. Конечно же, я с радостью согласился. Так и началась работа над вторым этапом.

Светофор

Прошло два месяца. Работа кипела, а я шерстил Хабр и прочие тематические ресурсы, пытаясь найти ответы на множество интересовавших меня вопросов о продвижении приложений. Проанализировав тонны материала, я пришел к выводу, что в России имеет смысл вкладывать деньги лишь в заказные обзоры. Все остальное — просто пустая трата времени и средств, которые никогда не бывают лишними. Кстати, многие склонны считать, что 90% времени работы над проектом необходимо тратить на разработку приложения и лишь 10% — на его продвижение. Такая стратегия в корне не верна и скорее всего приведет к полному провалу. Если не хотите остаться у разбитого корыта, рекомендую распределить силы поровну. Может, что-то я и упустил, поэтому с удовольствием подискутировал на эту тему со всеми желающими, ведь делиться опытом всегда полезно.

Светофор
Светофор
Пример роста приложения до и после публикации обзора на одном из популярных сайтов

Завершающая стадия и огромные сложности

Как только основной этап разработки был завершен, мы с коллегой незамедлительно приступили к тестированию продукта. Каким же было наше разочарование, когда выяснилось, что мелкие баги начинают всплывать один за другим: не тот backend, ложный CSS, какие-то нелепые графические недоделки. Я очень щепетильно отношусь к деталям, поэтому выпускать приложение в таком виде не хотел ни под каким соусом. Погоревав, я принялись за отладку.

Самым сложным оказалось «вылавливание» багов, прямо или косвенно связанных с теоретическими тестами для начинающих водителей. На этом этапе мы попросту впали в ступор, а потом у моего друга появилась сильная загруженность на работе и проект повис в воздухе. iOS-программист, которого я нашел на freelansim, тоже резко переключился на другие проекты. В успех предприятия верилось все меньше, однако я решил не унывать, засучил рукава и принялся за поиски нового разработчика, который мог бы завершить работу над приложением. К несчастью, никто не хотел браться за исправление существующих недоработок, поэтому не оставалось ничего другого, как нанять программиста, который заново написал админку для теоретических билетов, при этом опираясь на уже существующий макет.

К моему удивлению, такой разработчик нашелся довольно быстро. Созвонившись с ним, я обсудил все детали, а он, в свою очередь, приступил к работе и даже вскоре отрапортовал о завершении первого этапа. К сожалению, после этого ему вдруг резко пришлось куда-то уехать, потом он долго не выходил на связь, поскольку простыл в дороге, и постоянно кормил меня «завтраками». По понятным причинам, такой подход меня едва ли устраивал, поэтому я, мысленно перебрав в голове все бранные слова русского языка, снова взялся за поиски.

На сей раз на мое задание на freelansim, почти уже мольбу о помощи откликнулся Игорь из Белоруссии, который быстро довел все до ума. Оставалось лишь добавить контент и отправить приложение на рассмотрение суровым цензорам App Store, что тоже заняло не мало времени.

Сложности с App Store

После отправки приложения в магазин прошла неделя, однако въедливые цензоры не спешили с ответом. Немногим позже я все-таки получил от них отказ. Приложение отклонили из-за нарушения правил хранения данных. После этого вышеупомянутый Виталий быстро исправил все недочеты, поэтому теперь моему «Светофору» дали зеленый свет.

Вместо заключения

Работа над проектом действительно была проделана немалая, поэтому я хочу поделиться своим опытом и предостеречь вас от очевидных ошибок.

На мой взгляд, важная составляющая — отслеживание статистики, ведь именно она является кладезью информации, позволяющей получить много качественных сведений о поведении пользователей внутри приложения. Если своевременно не позаботиться об этом, то информацию о ваших пользователях вы потеряете навсегда.

Светофор
Светофор

Именно поэтому я добавил SDK Flurry для отслеживания статистики внутри приложения.

Еще одна важная составляющая — оптимизация, с помощью которой можно добиться увеличения количества установок, ведь приложение могут искать не только по названию, но и по ключевым словам.

Светофор
Правильная оптимизация позволила «Светофору» попасть в TOP-100 категории Education, а затем приложение продолжило свой подъем

Светофор
Ну и куда уж без качественных скриншотов, над которыми я тоже долго корпел. Больше интересных примеров скриншотов можно увидеть по ссылке

На мой взгляд, очень важно незамедлительно реагировать на комментарии пользователей, поскольку это позволяет оперативно решать проблему и избегать наплыва негативных отзывов. Для этого необходимо добавить функцию обратной связи пользователя с разработчиком прямо внутри приложения. 

Светофор

В первые дни мы получали очень важные для нас письма с описанием ошибок и старались незамедлительно на них реагировать, сразу же приступая к исправлениям багов.

Пожалуй, последним пунктом является выпуск обзоров на паре-тройке известных ресурсов. Ну и, конечно, пользователи должны оценить продукт по достоинству. А для этого он просто должен быть качественным.

Итак, подведем итоги. Разработка приложения обошлась мне в $700, разработка backend — в $200. За все остальное я не заплатил ни цента.

Немного статистики

За неделю после выхода приложения мы имеем более 1000 пользователей бесплатной версии, и около 100 пользователей, решивших заплатить за наш продукт.

Светофор

Заработок на рекламе за неделю составил $4.78.

Светофор

Лично меня устраивает первый результат, поскольку мы не сразу скатились вниз в App Store. Я планирую развивать проект и в дальнейшем, чтобы сделать его максимально полезным для пользователя.

Если у вас возникли вопросы, вы всегда сможете связаться со мной по адресу hello@pddapp.ru или оставить ваши пожелания в комментариях. Я с радостью отвечу на все интересующие вас вопросы.

Скачать в App Store
Полная версия Светофор (99 р.)