Статистика мобильных платформ глазами разработчика

Нам пишет Дмитрий Тарасов, разработчик приложения «Хаос-контроль»

В данной статье я хотел бы рассмотреть некоторые статистические характеристики мобильных платформ iOS, Android и Windows, которые наглядно демонстрируют, что представляют собой магазины приложений App Store, Google Play, а также маркетплейсы Windows 8 и Windows Phone 8 с точки зрения разработчика. На примере конкретного мультиплатформенного приложения мы изучим процентное соотношения количества загрузок, покупок и доходов между различными экосистемами, а также посмотрим, как на эти показатели влияет фичеринг в соответствующих магазинах приложений.

Как собирались данные

Данные, приведенные в статье, собирались на базе статистических показателей менеджера целей и задач «Хаос-контроль», доступного в виде Freemium-приложения на платформах iOSAndroidWindows Phone 8 и Windows 8. Будучи приложением из категории Productivity, «Хаос-контроль» на каждой из этих платформ представлен в примерно одинаковом функциональном состоянии и развивается одинаковыми темпами.

Статистика мобильных платформ глазами разработчика

Некоторые исходные данные по Хаос-контролю:
 — Примерно до марта 2014 года приложение практически не продвигалась, если не считать крайне редкие маркетинговые активности, и просто лежало в магазинах приложений, собирая органический трафик за счет поиска пользователями в сторах приложений схожей направленности (списки задач, тайм-менеджмент органайзеры и т.д.). Таким образом, на приведенные здесь статистические результаты не оказывает влияние никакой PR самого приложения. Напротив, они обусловлены исключительно характеристиками соответствующих платформ.
— Приложение распространяется бесплатно с возможностью апгрейда до Premium-версии, предоставляющей дополнительный функционал (например, синхронизацию данных между несколькими устройствами). Таким образом, мы можем оценить как количество загрузок бесплатного приложения, так и количество покупок внутри него.
— Помимо бесплатной версии приложения в сторах для iOS и Android также доступны просто платные версии Хаос-контроля, которые представляют собой точно такую же бесплатную версию, но сразу с разблокированным премиумом. В данной статье рассматриваются цифры исключительно Freemium-версии.
— Функциональность приложения на разных платформах примерно одинакова, но на каждой платформе есть своя специфика, характерная для конкретной экосистемы. Например, в Android есть виджет, а в WP8 — живые плитки. Есть и другие нюансы, но можно смело утверждать, что приложение везде «почти» не отличается.


Уникальность Хаос-контроля в контексте данной статьи заключается в том, что несколько месяцев он просто лежал в сторах, обновлялся, развивался, но при этом совершенно никак не продвигался. Его обзоры почти не появлялись на сайтах, оно не попадало в списки рекомендаций App Store и Google Play. Фактически о нем почти никто не знал, кроме моих друзей в социалках, конечно. При этом сами по себе экосистемы обеспечивали регулярный приток новых пользователей за счет App Store Search Optimization и органического трафика. Поэтому на базе показателей приложения, взяв за основу усредненные цифры количества загрузок, покупок и доходов от этого приложения с ноября 2013 по март 2014, можно увидеть, как распределяются загрузки, где какая конверсия и т.д. 


А вот с марта 2014 мы начали продвигать приложение, в результате чего оно было добавлено в раздел «Must Have Apps» в Google Play и «Лучшие новые приложения» в App Store, после чего резко изменились показатели количества загрузок, покупок и общая конверсия. 


Предлагаю сначала посмотреть на процентное распределения количества загрузок, покупок, доходов и конверсию при «спокойном» размещении приложения в Google Play, App Store, Windows Phone Marketplace и Windows 8 Market.

Показатели количества загрузок

Начнем с простого. Вот график процентного соотношения количества загрузок между iOS, Android, Windows Phone 8 и Windows 8:

Статистика мобильных платформ глазами разработчика

Как и следовало ожидать, количество загрузок на iOS превышает половину всех загрузок приложения и больше чем на порядок превышает количество загрузок на Windows 8. Следует отметить, что приложение и для iOS, и для Android доступно в обоих форм-факторах: для смартфонов и планшетов в виде единого установочного файла. Что касается платформы Windows Phone, то приложение доступно только для WP8, а WP7 не поддерживается.

Показатели количества покупок

Если в первом графике идет речь о загрузках бесплатной версии, то здесь представлено распределение количества обновлений из бесплатной версии до Премиум посредством in-app purchase (в процентном соотношении):

Статистика мобильных платформ глазами разработчика

По покупкам доминирование iOS уже менее заметно, «всего-то» в полтора раза больше, чем у Android. Стоимость in-app purchase несколько колебалась, но, в среднем, составляла $4,99 на всех платформах, за исключением Windows 8, где приложение стоит $10.
Показатели конверсии

Раз уж речь зашла о деньгах, то вот уровень конверсии из скачавших бесплатную версию приложения и купивших Премиум:

Статистика мобильных платформ глазами разработчика

Интересно, что конверсия на платформах Microsoft больше, чем на iOS и Android. Связано это, в первую очередь, с меньшей конкуренцией на этих платформах в конкретной нише приложений категорий Business и Productivity.

Показатели доходов

Наконец, распределение Revenue (доходов) в процентном соотношении по платформам:

Статистика мобильных платформ глазами разработчика

iOS прогнозируемо лидирует, Android на втором месте, платформы MS отстают, но не так уж и сильно.

Несколько выводов

По поводу этих четырех картинок есть такие мысли:
— При существенно большем количестве загрузок, iOS демонстрирует минимальную конверсию. Мне видится, что это связано с двумя причинами: с высокой конкуренцией на этой платформе и с тем, что мы довольно поздно сделали адаптацию под iOS7, что вообще большой грех.
— Высокий уровень конверсии на Windows 8, напротив, объясняется малой конкуренцией. При этом, это единственная платформа, для которой растут абсолютно все рассмотренные здесь показатели. Только вот абсолютные цифры там довольно печальные. Надеюсь, это изменится в будущем.

Поскольку одна из основных фич приложения – синхронизация данных между всеми устройствами, важно понимать, что покупка приложения для одной из платформ часто ведет к покупке и на другой платформе. По нашим наблюдениям, наиболее частые комбинации устройств у пользователей это «iPad + смартфон на Android» и «WP8-девайс + ПК на Windows 8»

Влияние рекомендаций магазина

С 21 марта по 4 апреля App Store разместил приложение в разделе «Лучшие новые приложения» в России и некоторых странах Африки (хаха, да!):

Статистика мобильных платформ глазами разработчика

В результате в России параметры приложения изменились следующим образом:

— Количество загрузок увеличилось в 10 раз;
— Количество покупок увеличилось в 4,5 раза;
— Конверсия на период промо составила 2,3%.

С 24 апреля по 7 мая версия Хаос-контроля для Android была рекомендована в Google Play в различных странах Европы:

Статистика мобильных платформ глазами разработчика

В целом, это была намного более обширная акция, по сравнению с версией для iOS с более выдающимися результатами, но если брать только Россию, то:

— Количество загрузок увеличилось в 40 раз (в среднем, в пик было увеличение количества загрузок в 100 раз);
— Количество покупок увеличилось в 15 раз;
— Конверсия на период промо составила 1% в России и порядка 1,7% в странах Европы (UK, например).

Таким образом, можно сделать два простых вывода:

— Рекомендации в Google Play дает более впечатляющие результаты, чем аналогичный список в App Store, по крайней мере, для России.
— Попадание в список рекомендованных приложений дает мощный прирост загрузок и покупок, но понижает общую конверсию. Это связано с тем, что во время промо происходит много случайных загрузок, приходящихся на не целевую аудиторию продукта. Особенно переживать по этому поводу, впрочем, не стоит.

Заключительный вывод

Для продукта, направленного на узкую целевую аудиторию, каковым является «Хаос-контроль», нельзя дать однозначного ответа, какая из платформ первична - iOS или Android. После попадания в список рекомендаций на обеих платформах мы больше зарабатываем на Android. Более того, даже, казалось бы, безнадежно отстающие платформы Microsoft тоже приносят пользователей и способствуют общему продвижению продукта.

При этом рекомендации сами по себе реально дают хорошие результаты, поэтому нужно всеми силами к этому стремиться. Но чтобы попасть в этот список нужно иметь действительно хороший продукт. Но ведь вы других и не делаете, правда?

Если будут вопросы, пишите, буду рад помочь.
Дмитрий Тарасов (dmitriy@tarasov-mobile.com)