1.jpg

Волны восторга и предвкушения того самого "Facebook Phone" довольно быстро разбились "о борт" корабля презентации Марка Закерберга/Цукерберга (предпочитаемый вид произношения фамилии основателя Facebook подчеркнуть), где был представлен проект "Facebook Home", оказавшийся чем угодно, но только не телефоном от Facebook. Это не самостоятельный телефон с операционной системой Facebook, это даже не форк (ответвление) Android, как сделала это Amazon. Грубо говоря, это просто приложение (ок, не просто, но мы об этом чуть ниже), которое ставится на любой телефон с Android (опять же — не любой, но об этом позже), и выводит доступ к Facebook на совсем другой уровень. И это одновременно хорошо и плохо, и я хочу поразмышлять на эту тему (как и на тему того, что из этого всего светит пользователям iPhone). 

Итак, вместо самостоятельного (или партнерского) устройства с лейбой Facebook нам показали почти обычное приложение для операционной системы Android, которое уже начиная с 12 апреля, можно будет скачать из Google Play и установить на смартфон с операционной системой Android. У приложения будет более расширенный набор запроса по возможностям от операционной системы, так как по сути Facebook Home станет не только приложением для Facebook, но и домашним экраном, инструментом для запуска приложений, а в будущем — и каналом для поставки рекламы пользователям. В остальном же там все сделано для постоянного и более глубокого погружения в атмосферу Facebook, даже если вы не запускаете приложения для работы с этой социальной сетью ("работы с социальной сетью", надо же такое сказануть!).

Для кого это все? Для людей, проводящих много времени в Facebook. Если среди окружающих вас людей нет тех, кто постоянно сидит в Facebook, это не означает, таких людей нет в мире. Вот, например, статистика Flurry, по которой выходит, что почти 20% времени работы с мобильным телефоном пользователи проводят именно в Facebook:

2.png

Вообще этот график вызывает у меня скорее огорчение предпочтениями человечества — как неоднократно было повторено, у людей в руках устройство, многократно мощнее компьютеров, которые позволяли запускать ракеты в космос и летать на Луну, а 50 процентов времени этого устройства тратится на "птиц-свиней" и социальные сети. И это не просто так — почти половины из миллиарда пользователей Facebook ходят в социальную сеть с мобильных телефонов. В январе этого года назывались цифры в 192 миллиона пользователей Android и 147 миллионов пользователей iOS, которые регулярно пользуются Facebook со своих мобильных устройств, и цифры эти только растут. Так что эти 20% — это поистине огромные цифры, если перевести их в часы, проведенные в Facebook. 

Так что решение администрации Facebook конвертировать хотя бы Android-пользователей в еще более погруженную аудиторию вполне логично и даже предсказуемо. С этой точки зрения выпуск смартфона не позволил бы Facebook достичь тех показателей, которые смогут быть достигнуты с помощью оболочки Facebook Home. Представим себе, что даже если бы Facebook выпустил свой собственный телефон с Facebook OS (на базе Android), это позволило бы им продать 10-20-30 миллионов штук телефонов, если бы все сложилось хорошо (опять же, при отсутствии опыта в цепочке производства-продажи-обслуживания аппаратных устройств это скорее стало бы всем запомнившимся фейлом). А выпустив оболочку, которую пользователи могут поставить из Google Play, потенциально Facebook может достичь более существенных показателей пользователей. Но и тут все не так просто. Первоначально Facebook Home будет работать только на небольшом наборе устройств — HTC One X, HTC One X+, Samsung Galaxy S III и Samsung Galaxy Note II (ну и, разумеется, на Samsung Galaxy S IV). Можно сколько угодно радоваться за Google, которая сообщает о почти 700 млн проданных устройств с Android за последние два года, но реально получается, что Facebook Home первоначально будет работать только на небольшой доле этих устройств. Известно, что Samsung продал примерно 40 млн Galaxy S III, плюс 5-10 млн Note II, плюс, возможно еще 5-10 млн телефонов HTC. Фрагментация Android — бессердечная такая сука, причем никто как-то уже этим фактом и не возмущается. Да, многие новые устройства, которые будут выходить в этом году, будут сразу продаваться с Facebook Home предустановленным по умолчанию (HTC First — это только начало, хотя дела у HTC он вряд ли сильно поправит), но это HTC ради спасения ситуации готова даже попробовать от Sense отказаться, а будет ли готов это сделать Samsung, чтобы отказаться от собственной оболочки? В любом случае, похоже, что процентов 30% своей месячной Android-аудитории Facebook Home сможет покрыть, и это уже куда круче, чем какой-то там конкретный телефон.

По крайней мере, Facebook делает то, что он может сделать на Android, потому что технически у него есть такая возможность. Как долго продлится эта идиллия, в которой Google "улыбается и машет", и также способна сквозь улыбку со стиснутыми зубами продолжать свою мантру про открытость Android, блаблабла? Когда, например, Facebook решит, что, возможно, поиск Google пользователям не особо нужен — ведь они все равно в большинстве своем хотят найти что-то в социальной сети, а не в этой свалке под названием интернет. Или же акционер и партнер Facebook — небезызвестная компания Microsoft — вдруг каким-то образом продавит (деньгами, чем же еще) решение о том, что в Facebook Home было бы неплохо вставить поиск Bing? Это сейчас Facebook Home не трогает сервисы Google, предоставляя просто оболочку для их запуска, но наблюдая тенденцию, как Facebook хочет создать для своих пользователей свой уютненький интернет, чтобы им не надо было никуда ходить, не окажется ли так, что внезапно приложения Google для почты, сообщений, видео и еще чего-нибудь куда-то затерялось, а их все заменил вездесущий Facebook Home? А что будет, когда Google вдруг решит выпустить Google+ Home? Или там, например, Вконтакте выдаст на-гора Вконтакте Дом-2? Ну, будет весело, конечно, и той идиллии уже не будет. Facebook и Google все-таки конкуренты, и Facebook Home — это довольно основательные шаги Facebook на поле Google, так что мы еще станем свидетелями схватки двух ёкодзун. Правда, история напоминает мне об одной компании, которая уже пыталась дать своим пользователям ограниченный интернет и уберечь их от походов в непроверенные места, эта компания — кхе... AOL... кхе — плохо закончила (по крайней мере, именно это направление).

А уж какой простор в случае с Facebook Home у любителей теорий заговоров и просто борцов за приватность. И я их, честно говоря, понимаю — Facebook до последнего времени позволяла себе весьма фривольно обходиться с данными пользователей, а Facebook Home открывает в этом плане совершенно новые просторы. В качестве лончера Facebook Home даст компании новые массивы данных о пользователях, их привычках и предпочтениях. Приватность? Достаточно нескольких дней наблюдений за перемещением пользователя, чтобы по месту, где телефон проводит большую часть ночного времени, определить место проживания (даже если вы решили не указывать этой информации в профиле). Походы на работу, за свежими шоппингами и проч — все это будет доступно Facebook, который обязательно воспользуется тем, чтобы лучше таргетировать вас как получателя той рекламы, которую размещают в компании рекламодатели. Когда продукт, доступный вам, бесплатен, не мешает задуматься о том, кто является продаваемым товаром в этом случае. Впрочем, для многих людей, добровольно вываливающих в социальные сети кучу своих приватных данных, это, видимо, не будет являться большой проблемой. 

В этом плане я, честно говоря, даже рад за пользователей iOS, которые благодаря закрытости операционной системы и ограничений, установленных Apple на возможности сторонних приложений, оказываются "отрезанными" от всех этих "прелестей цивилизации". Позиция Apple, в которой компания ограничивает доступ других к данным о пользователях (как в случае с картами Google, или как в случае с электронными изданиями СМИ и подпиской на них), мне гораздо более симпатична. Да, Apple сама что-то с этими данными тоже делает, но оно не носит такого повального желания рекламно-продажного таргетирования, потому что Apple просто не в этом бизнесе, в отличии от Google, например, у которой 99% доходов идут от продажи рекламы. Я думаю, что Facebook точно также пытался продавить если не такое же (лончер в iOS ему никто не дал бы сделать), то похожее по функциональности решение для iPhone, с уведомлениями, чатом и проч. Однако, Apple никому не даст возможности определять пользовательские ощущения в своей системе, так что Facebook теперь очень любит Android. Неудивительно, что слово Android на презентации Facebook Home прозвучало многократно, гораздо чаще, чем, например, на презентации Samsung Galaxy S IV, где, говорят, оно прозвучало всего лишь один раз. Возможно, что обычное приложение Facebook для iOS получит редизайн, чтобы быть больше похожим на Facebook Home, однако фанатам Facebook и iPhone придется несладко — придется выбирать между любимой соцсетью и "глубоким погружением" в нее, но на Android, либо же ограниченная функциональность, но на любимом iPhone. 

В любом случае, Facebook не сделала революции в мобильном мире (кстати, продемонстрировав всем тем, кто любит анонсировать очередную мобильную ОС , что этого необязательно делать), но, как цитируя недавнюю запись Антона Борисовича, переориентация с умного пользователя на глупого" в Facebook прошла успешно, и такая оболочка-поделка плюс посредственные телефоны с ней вполне могут обеспечить Facebook надежное и стабильное мобильное будущее.

Больше статей читайте в моём блоге.