В Москве стартовала четвертая конференция TechCrunch Moscow. Мероприятие собирает сотни праздно шатающихся стартаперов, десятки серьезно настроенных строителей своего будущего, решившихся на аренду микростенда, относительно большое число российских и зарубежных инвесторов и очень ценные единицы спикеров.
TechCrunch про технологии в жизни каждого и все, что с ними связано. Но это не глобальная и давно устаревшая «Russian Internet Week», где из года в год теоретики общаются с теоретиками. Проходящая сейчас в Digital October конференция носит более конкретный характер. В ее участниках и в их проектах больше практики. Не все оригинальны и достойны популярного в России определения «инновационный», но абсолютно все решают одну или несколько конкретных проблем.
Первое отличие TechCrunch от обрюзгшей RIW в доступе к интернету. Он здесь есть и он быстрый. Понятно, что масштабы не те, здесь все компактнее. Но если сравнить спикеров и темы выступлений, то по своей значимости «Неделя интернета», пожалуй, даже уступит. Организаторы TC это понимают, отчего и приняли единственно правильное решение.
Второе — на RIW на большинстве стендов компании-участницы выставляют промоутеров, которым плевать на представляемый продукт. Эти ребята сегодня там, завтра здесь. Там пятьдесят долларов, здесь восемьдесят поднимут. Смену отработают и домой. Выставить на стенд TechCrunch не причастных к разработке продукта людей — выкинуть деньги на ветер. Стартаперы это знают, поэтому общаться с ними на стендах — одно удовольствие. Тебе не дадут визитку, не предложат позвонить коммерческому или генеральному директору. Вот они, люди, которые разрабатывают продукты. Никто лучше них не расскажет о работе, которую они любят и которой планируют заработать денег на жизнь и развитие. Максимальное вовлечение!
Вот, например, один из первых стендов на аллее стартапов. Создатели геолокационной «match-three» игры гордятся тем, чем заняты с утра до вечера, а часто даже ночью:
Или вот. С таким жаром о продукте не расскажет ни один непричастный человек. Сервис поиска технических специалистов. Преимущественно разработчиков. Пока спикер говорит, на телевизоре демонстрируется анкета многострадального Вадима Макеева:
Среди исключительно «взрослых» стартапов попался один молодой и даже маленький во всех смыслах. KidErudite поставили себе задачу организовать детское пространство, в котором можно будет скачать их и чужие приложения для детей. Ориентир — образование. Цель — оказаться вовремя. То есть, не подсунуть рассчитанное на четыре года приложение ребенку двух лет. Идея отличная, гарантии финансовой поддержки получены от Microsoft:
Кстати, занятые разработкой детской платформы девушки поделились своим видением частных инвесторов. Мнение не лучшее и хорошо выражается в относительно грубых словах потенциальных вкладчиков в чужую интеллектуальную собственность: «я дам вам денег, вы построите бизнес, 80% которого будет принадлежать мне». Представители фонда Microsoft так не поступают, поэтому большая компания в качестве поддержки привлекательнее во всех смыслах. Так что, собрались строить свой стартап — рассчитывайте силы и оставайтесь независимыми как можно дольше. С другой стороны, если тема не интересная, никакое время не поможет найти приличного инвестора. KidErudit на рынке всего четыре месяца и уже подписались с Microsoft. Большая удача!
Среди оригинальных мыслей и идей попались вариации давно существующих продуктов. Если я все правильно понял, то это что-то вроде 1Password:
Английский с носителем языка по скайпу. Для людей со знанием грамматики, но неумением и даже боязнью говорить. Солдафоны гвардии ее Величества не сломают барьеры, а собеседники «оттуда» всего за 15 долларов наверняка сделают это:
Место для обмена подержанными играми с функциями соцсети для геймеров. Красивое расширение форума:
Определенный интерес на подобных мероприятиях вызывают проекты, в рамках которых разрабатываются какие-то реальные штуки. Когда дело не заканчивается сайтом или несколькими приложениями под разные платформы. Например, Lightpack —задняя подсветка для телеков без наличия таковой, подойдет для любого современного телевизора:
Проект iktotam кажется очередной попыткой победить дешевый «Китай» в изготовлении беспроводных звонков. Но на деле это целая система, которую можно подключить к подъездному домофону или звонку у двери. Еще интереснее то, что установленный в квартире модуль способен передавать звук и даже картинку на айфон. Открыть дверь подъезда можно с телефона, находясь хоть в ванной или туалете, не обязательно бежать к домофону. Позиционирование, разве что, странное, на экране скачут татуированные дядьки с автоматом Калашникова:
Одна из самых полезных, на мой взгляд, представленных на TechCrunch новинок — OBEREG. Браслет снабжен целой кучей датчиков, следящих за перемещением и здоровьем, и ориентирован на стариков. Наденьте такие «часы без экрана» и стоит замедлиться или, наоборот, участиться пульсу, как на центральный пульт уйдет автоматическое сообщение. Есть датчики падения и удара. На его основании сообщений от этих датчиков оператор создаст все необходимые запросы, вплоть до вызова скорой в определенную точку. Потерялись? Позвоните. На браслете всего одна кнопка, по нажатии которой совершается звонок на заранее определенный номер врача, опекуна, да кого угодно, кому доверяете. Да, собачья бирка для людей, которые еще чуть-чуть в себе. Но это лучше, чем упасть где-нибудь в Москве и не получить никакой помощи от прохожих:
К моему великому сожалению, с некоторых пор развивается в России и легальное микрокредитование. Вот такие бравые парни заменяют объявления вроде «кредит каждому в день обращения без паспорта и поручителей под 365 тыщ процентов годовых»:
Большая часть стендов оказалась невнятной. Напротив таких я стоял до минуты, смотрел презентацию продукта на телевизоре и испытывал неподдельную боль от непонимания происходящего. В связи с чем у меня есть просьба к разработчикам — делайте презентации так, чтобы они заинтересовывали за 5 секунд, а суть продукта становилась понятной за следующие 15-20. Чтобы они были понятны невовлеченным в разработку людям.
В зале, тем временем, русскоговорящий спикер рассказывает о своем продукте на индише. За ним был еще один, но говоривший уже на руглише. Для тех, кто не в курсе, первый — разновидность английского у индусов, второй — русский английский, с характерным нам рыком.
Вот еще одна особенность TechCrunch, которая почти полностью состоит из российских проектов, но ориентирована скорее на запад. Здесь действительно много и англоязычных участников, преимущественно инвесторов. И это настоящий шанс для любого обладателя оригинальной идеи, воплощение которой находится на стадии, требующей денежного вливания. Говорить хотя бы на каком-то английском — минимальное требование.
В дополнение к переполненному людьми залу организованы зоны трансляции с удобными креслобагами:
И традиционная кухня с ее оригинальными, красивыми, быстрыми и питательными закусками: