Есть мнение, что интерфейсы лучше всего тестировать на детях. Их незамутненные правилами умы и логика помогают построить нечто настолько базовое, что поймет любой взрослый. Наверное, поэтому я уже больше двух лет пристально смотрю за тем, как дети обращаются с гаджетами. Такие наблюдения — лучший способ понять, как менять интерфейс, а что лучше забыть на этапе идеи.
Все написанное ниже — не результат многолетних опытов и «выходов» фокус-групп, а только мои личные наблюдения за последние два с половиной года. Детей, за действиями которых мне удалось подглядеть, немного, — не больше десяти. Пол разный, это скорее не показатель. Возраст, что более важно, — от года до семи.
iPhone и iPad на iOS 6 и 7
С разблокированием экрана в iOS 6 ни у кого из юных тестировщиков проблем не возникало. Все предельно ясно как для уже читающих детишек, так и для тех, кто еще не знает искусства сложения букв в слова. Нажать круглую «Home» и провести пальцем по слайдеру — идеальное решение.
После разблокирования экрана возможностей становится больше, и вот тут своими маленькими пальцами детки тыкают во все, что им так или иначе нравится вне зависимости от названий приложений.
В связи с этим совет «серьезным» разработчикам. Если вы готовите программу для взрослых, не нужно пытаться вложить в иконку максимум цвета и контраста. Будьте сдержаннее и ребенок владельца планшета, взявший поиграть iPad у папы, ничего не натворит в рабочих приложениях. Если это так важно, оставляйте иконку как есть, но добавьте возможность запаролить вход.
Но если профиль компании — разработка игр для детей, то наоборот, стоит максимально раскрашивать иконки. Малышам это нравится. Им по боку все инстаграмовые фильтры, серость, псевдокартон и пастель. Их нужно развлекать еще до того, как они сделают выбор и запустят одно из приложений.
О геймплее на примере Angry Birds
Детские игры также должны быть максимально простыми и красочными. Это тоже интерфейс. Хотите зарабатывать миллионы — умейте выйти на базис. Я не говорю о серьезных приложениях для ведения дел и жизни, их работоспособность сложнее понять на детях. Но то, как обращались маленькие тестировщики с играми, прибавило понимания насчет причин невероятной популярности Angry Birds. Игра очень простая!
Полуторагодовалые детки легко находят нужную иконку с красочным изображением птички, а в процессе просто касаются заряженной рогатки. Птицы безвольно падают. Раз за разом проигрывая, но не оставляя попыток заслужить похвалу и хотя бы одну звезду за пройденный уровень, малыши упорно учатся играть. Такой настойчивости очень помогает звуковое оформление.
А в два года игрокам, как правило, становится интересен раздел меню со звуками героев. Параллельно они учатся оттягивать рогатку, но пока еще не в ту сторону. Абсолютно все пытаются нарисовать траекторию полета птиц. Число побед от этого не увеличивается.
Ближе к трем годам они понимают, в какую сторону и под каким углом надо тянуть резину, чтобы птицы наносили ущерб свиньям. Вместе с тем тестировщики находят ссылки на мультики и с удовольствием смотрят их. В этом возрасте игроки уже почти понимают, что за красочной иконкой скрывается не просто игра, а целый развлекательный комплекс. Почти все это они осознают сами, просто касаясь экрана в разных местах. Экспериментируя.
В те же три года родители удаляют игру, говоря деткам о том, что птички улетели в Африку зимовать. Или ссылаясь на какой-нибудь не менее удобный предлог. Когда в Angry Birds у игроков что-то получается, оторваться бывает очень сложно даже взрослым.
Снова к делу
Потрясающе, что к трем годам дети понимают возможности и особенности тач-интерфейса и умеют фактически то же, что гораздо более взрослые пользователи. Единственная актуальная для них проблема — невозможность включить звук без помощи взрослых. Прибавить и убавить — без проблем в любом возрасте. Но вот принципиальное включение — пока неистребимый вопрос. Не решен он и в седьмой версии прошивки. То есть, тем более в ней он не решен. Со введением нижнего бара даже взрослые путаются и часто забывают, как все-таки включить этот звук:
Даже больше. Судя по реакции детей, проблем с пониманием интерфейса обновленной iOS малышами только прибавилось. Например, разблокирование телефона или планшета теперь отнимает больше времени не только у еще не знакомых с iOS 6.x малышей, но и у тех, кто умело использует эту операционку с четвертой, а то и третьей версии. То есть, знаком с рамками прошлых версий.
Ну что значит слово «Разблокируйте», подвешенное в каком-то пространстве? То ли дело — ползунок в области, у которой есть начало и конец. Пускай у этого «Разблокируйте» будет хоть тысяча стрелок, пускай оно хоть восемьдесят раз переливается слева направо, решение «семерки» все равно скорее для тех пользователей, кто знаком с принципами интерфейса iOS. Обычному человеку, не привыкшему обращаться со смартфонами и не прикипевшему к тач-решениям, оно представляет только зло. А по совместительству — первую проблему абсолютного большинства Андроидов.
Galaxy Nexus, большинство HTC и планшеты разных производителей на Android
Когда дети берут большинство андроидов в руки, то просто не могут включить их. Маленькие тестировщики считают, что аппараты не работают. Или сели батарейки. О чем не стесняясь заявляют взрослым. Где кнопка «Хоум», как сделать так, чтобы экран озарился красками фонового изображения?
Ау, разработчики железа. Пускай вы меня не услышите, но все равно скажу — кнопка «Home» или любая ее замена на ваш вкус должна быть. Желание сделать переднюю панель с экраном в тотальном «таче» похвально, однако не стоит перебарщивать. Как показывает практика, включение аппарата лучше дублировать под дисплеем. Так хотят дети, значит — того требует нормальная человеческая логика.
Я много раз видел, как маленькие пользователи Андроидов просили родителей включить им телефон. Как правило, речь шла о включении очередного «топа» HTC. Не нужно лепить одну-единственную кнопку «Power» на верхний торец и, тем более, на бок, где ей совсем не место. Чтобы спереди что-то заработало, надо и нажать что-то спереди, а не сбоку, сверху или сзади. Это, в конце концов, нормальная человеческая логика.
HTC, Sony, а иногда и Samsung напоминают мне создателей бородатых квестов для PC, где ключ от какой-нибудь двери нужно было тащить через всю игру. И в процессе совсем не ясно, чем один край карты связан с другим, если исключить этот ненавистный ключ. То есть, непонятно еще, от этой ли двери этот ключ. Apple в этом плане лучше конкурентов за счет того, что отмычка всегда висит рядом с дверью. Просто и не отвлекает от более интересных задач.
Вторая беда Android — поразительная устойчивость аппаратов к разблокированию. Например, в «голой» Android 4.x существует примерно 50% вероятность разблокировать экран, 25% — ничего не разблокировать и 25% — запустить приложение камеры. Если поковыряться в настройках, то на один интерфейсный элемент можно навесить столько функционала, что реализовывать изначальное его предназначение будет еще сложнее. Например, вместо обычной разблокировки можно запустить калькулятор, прогноз погоды или даже какую-нибудь игру.
Чуете, чем пахнет? Поэтому, когда ребенок просит поиграть, скажем, HTC One, лучше сразу дать ему разблокированный аппарат. Если ему от полутора до двух с половиной лет, он вряд ли запомнит местонахождение кнопки включения и, тем более, направление движения пальца в следующем жесте. По крайней мере, не с первого раза. И не с пятого.
Дальше проблем меньше не становится. Виджеты, которые мы, взрослые, любим, на самом деле только сбивают и не дают увидеть сути. Прячут под своей красотой и видимой функциональностью нужные и важные иконки. Как бы ни старались разработчики, в соответствии с ожиданиями виджеты работают только в центре уведомлений, который появился в Android и перекочевал в iOS.
Ну а почти все остальные виджеты затмевают своей красотой, анимированностью и круглогодичным цветением самые контрастные иконки игр. Что уж говорить о творениях более сдержанных разработчиков.
Из всего перечисленного выше вытекает очередная проблема интерфейсов Android — возможность кастомизировать все и вся. Я читал комментарии фанатов платформы, в которых люди защищали свое право изменить внешность системы в соответствии со своими привычками. Меня каждый раз печалит, когда я вижу, как возможность превращается в нескончаемую гонку за призрачным идеалом.
Защищая свое право менять мир вокруг, жители этого самого мира превращаются в вечных творцов, которые на самом деле ни в какой отдельно взятый момент не удовлетворены тем, что их окружает. Прикручивая новые кнопочки и меняя старые элементы, они не замечают, что на самом деле занимаются всего лишь тюнингом. Вместо того, чтоб сделать нечто действительно важное. Сколько «копейку» ни крась, в BMW она от этого не превратится. Разве что, на оригинальный Fiat походить станет.
Иногда мне жаль таких людей. Так же, как жаль проектировщиков смартфонов и планшетов в HTC, которые не могут или не хотят размещать круглую, прямоугольную или любую другую физическую кнопку под экранами своих устройств. Пытаясь изобрести велосипед, владельцы андроидов и некоторые разработчики выдают мертворожденных пяти- и семиколесных монстров.
Что-то вроде итога
К сожалению, у меня не было возможности сравнить iOS и Android с Windows Phone и Windows 8. Но если выбирать одну из первых двух и оставить в стороне «динамично растущую, но все еще очень молодую» поделку Microsoft, думаю, мало у кого возникнут вопросы насчет дружелюбия и интуитивности.
Я намеренно не стал говорить об уже купившей себе гроб BlackBerry, хоть и знаю, что там в плане юзабилити все еще хуже. Будем считать, что эта мобильная операционка уже где-то далеко. А про таких либо хорошо, либо ничего.
Симпатии мои пока полностью на стороне iOS 6. «Совсем другая» седьмая версия прошивки испортила впечатление — слишком много «воздуха» даже для самых маленьких тестировщиков, которые еще не видели «шестерку». То есть для тех, чей разум не затуманен ее рамками — оформленными в виде кнопок кнопками и прочими привычными элементами. Ну не должна кнопка быть надписью! Даже не ссылкой. Это супер-нелогично.
Не нужно пытаться изменить привычки довольных владельцев iPhone и iPad настолько кардинально. Принципы интерфейса iOS 7 придали этой мобильной ОС некоторые не лучшие свойства Android и Windows. В связи с чем, надеюсь, в Купертино обязательно озаботятся возможностью безболезненного возврата на старую версию операционной системы с любой версии новинки. Разработчиков я призываю поддерживать «шестерку», сколько это будет возможно без ущерба прибыли и функциональности.
Да, мне нравится легкость «семерки», я люблю ее за светлую гамму, пускай даже гейскую. Как говорят. Но решение подняться в облака не только в плане хранения данных, но и в интерфейсе в моей голове пока не умещается так же, как смущает большинство детей, реакцию которых мне пришлось наблюдать. При этом я пока не вдаюсь в подробности, я просто хочу, чтобы кнопки оставались кнопками, слова — словами, а ссылки — ссылками.