Тим Кук
Тиму Куку зачитывают твиттер Эльдара Муртазина

Сегодня ночью компания Apple обнародовала финансовый отчет за прошедший квартал. Фондовый рынок отреагировал не особо воодушевленно: акции AAPL упали в цене почти на семь процентов. Далеко не все эксперты IT-рынка отнеслись к результатам Apple положительно. Ведущий аналитик Mobile-Review Эльдар Муртазин предположил, что компания лукавит, когда говорит об успешных продажах своей продукции.

По мнению Муртазина, почти весь бизнес Apple держится на продажах смартфонов:

«В Эпл молодцы — продали рекордное количество айфонов. Теперь весь бизнес Эпл зависит от айфонов и только от них. Нервно для компании»

Это правда и вовсе не секрет. Apple даже раскрыла конкретные данные — 70 процентов от всего объема выручки приносят именно продажи смартфонов. Правда, в отличие от прочих вендоров Apple уже много лет удается выпускать смартфоны, которые не теряют популярности и стабильно занимают лидерскую позицию на мобильном рынке. Продажи айфонов, несмотря на экспансию многочисленных китайских брендов, не падают, а даже увеличиваются. В то же время, Samsung, HTC и Sony хором плачут и винят китайцев в катастрофическом падении своих продаж.

Муртазин делится инсайдерской информацией:

«До конца года в России официально смогут продать примерно 20000 Apple Watch. Ажиотажа нет. На сером рынке около 23 привезли, 15к продали»

А затем вообще скатывается в привычную ему похоронную тематику, обкатанную на Nokia:

«С каждым кварталом Apple все больше напоминает Motorola образца 2005 года. Растут продажи, деньги льются. А вот перспектив роста дальше нет»

Муртазин уверен, что Apple не раскрыла количество проданных часов и объем выручки от App Store, поскольку компании нечем хвастать:

«В Apple ожидаемо ничего не сказали про продажи Apple Watch — в качестве числа, слово „позитивные продажи“ я не воспринимаю.»

По подсчетам экспертов, Apple удалось реализовать около 2,5 миллионов Apple Watch, а выручка от них составила более одного миллиарда долларов США. Тим Кук на конференции, посвященной отчету, сказал, что часы показали лучший старт продаж, чем первые модели iPhone и iPad. Даже в Apple не ожидали такого успеха — спрос на часы превышал предложение, компания не справлялась с поставками. Фактически дефицит был во всех странах, где продавались Apple Watch, но Apple удалось нивелировать его системой предзаказа. Основная часть продаж осуществлялась через интернет, что позволяло Apple отправлять часы покупателям в нужных объемах, хоть и с небольшой задержкой.

Муртазин полагает, что деньги, скопившиеся на резервных счетах Apple, в скором времени станут проблемой:

«Запас денег Эпл превысил 200 млрд долларов и если они не начнут их тратить, то это для них же станет проблемой»

Как известно, Apple сдержанно относится к инвестированию и крайне редко покупает дорогие стартапы, предпочитая аккумулировать почти всю прибыль. Было одно исключение: весной 2014 года Apple потратила 3 миллиарда долларов на приобретение компании Beats Electronics и стримингового приложения Beats Music. Именно на основе Beats Music теперь работает сервис Apple Music, успешный запуск которого состоялся в конце июня.

Эксперты, подобные Муртазину, часто винят Apple в том, что она не скупает компании, лидирующие в тех сегментах рынка, куда она хочет пробиться. На самом деле это такая стратегия — Apple присматривается только к нишевым сервисам, которые можно интегрировать в ее собственные продукты, повысив их привлекательность.

Apple избегает неосторожных, необдуманных шагов и этим отличается от других IT-гигантов. Как верно отметил Муртазин, бизнес Apple почти целиком зависит от продаж смартфонов, однако они производятся на аутсорсе. Так дешевле. Компания Microsoft захотела собственные производственные мощности для выпуска смартфонов Lumia, результат мы видим — убытки, списания, увольнения, акции падают, инвесторы хватаются за валидол.

Это не первый случай, когда Муртазин настолько нелепо пытается опровергнуть и коверкать факты из отчетов Apple. При этом он не забывает возносить до небес свою любимую компанию Samsung, кокетливо передергивая и играясь со статистикой.

К примеру, в начале этого года, когда «Связной» опубликовал статистику, из которой получалось, что в 2014 году Apple заняла в России первое место по объему выручки с продаж смартфонов. Муртазин попытался спорить это, но вышло крайне алогично:

«Связной утверждающий, что Эпл номер один в России по смартфонам в деньгах, частично прав. Но забыли сказать, что это следствие поднятия цен»

«При обвале рубля и росте цен на примерно 50-60 процентов на Эпл, даже с учетом падения продаж, доля Эпл в деньгах сильно выросла.»

«При этом доля Эпл в смартфонах в штуках в последние полтора месяца 2014 года упала на треть, хотя до этого росла. Вот такие смешные цифры»

Когда Samsung выпустила отчет за 2014 год, Муртазин принялся утверждать, что именно эта компания стала лидером по продажам смартфонов в последнем квартале. Он упорно отвергал данные настоящих аналитиков, согласно которым Apple и Samsung продали равное количество устройств — по 74,5 миллиона. Логика Эльдара окончательно дала трещину — он начал отрицать сведения Strategy Analitics и приписывать в статистику продаж Samsung еще и звонилки, а они у корейской компании в количественном выражении составляют около 30%.

Из твиттера Муртазина:

«Официально Samsung заявил в отчете о продаже 95 миллионов смартфонов и телефонов, упомянув о подавляющей доле смартфонов в продажах»

«Боюсь, что сенсация с Эпл на первом месте пока останется только уделом фанатских сайтов и тех, кто не читает первоисточники»

Что же вызвало такую сумбурную реакцию Муртазина? Ответ прост — финансовый отчет Apple, в котором говорилось, что компания получила рекордную за всю свою историю выручку и прибыль — 74,6 и 18 миллиардов долларов США. Samsung же в прошлом году страдала из-за раздутого портфолио смартфонов и пыталась остановить стремительно падающую прибыль.

Муртазин лает, Apple продает.
Читать далее