Павел Городницкий из блога «Палач» о том, как неудача первой версии смарт-часов Apple может поспособствовать резкому прогрессу моделей на Android Wear.
Сравнивать Apple Watch и гаджеты на Android Wear бессмысленно – в конце концов, никому не приходит в голову ставить рядом продажи iPhone 6 и YotaPhone 2. Watch – продукт компании, которая в новом веке допустила всего одну ошибку: позволила журналистам распространить миф о бюджетности iPhone 5C. Android Wear – экспериментальный проект Google: не сомневайтесь, что за 2015 год интернет-гигант несколько раз отчитается о глобальных обновлениях сырой системы (есть шанс, что Wear совсем скоро подружат с iOS).
Apple обладает репутацией неуязвимого бренда – миллион предзаказов обеспечила именно лояльность пользователей, которые не сомневаются, что часы станут незаменимым аксессуаром. Для этих людей и проводились две презентации, во время которых спикеры (в первую очередь, Тим Кук) не только фокусировались на плюсах часов, но и рассказывали о недостатках.
По сути, в Apple Watch есть сразу четыре уникальных преимущества: колесико Digital Crown, экран с технологией Force Touch, уведомления Taptic Engine и отлаженные спортивные датчики. Компромиссов предварительно было всего два: смартфонное время работы (в среднем – 18 часов) и слабая защита корпуса (нельзя даже погружать в воду). Теперь к ним добавился и третий недостаток: в Купертино перемудрили со сроками, поэтому часть пользователей получит часы только к лету.
Соответственно, первое поколение Apple Watch предназначено для людей, которые априори согласны на посредственную автономность и пропускающий воду корпус. Дальше возможны два сценария. Первый – негативный: Watch расходятся миллионными тиражами, Apple убирает противников с рынка, следующей версии часов нужно будет ждать очень долго. При таком раскладе даже самые упрямые эксперты согласятся, что время работы смарт-часов – вовсе не главное; главное, чтобы вещь хорошо продавалась
Второй сценарий гораздо интереснее. Армия самых преданных фанатов, раскупивших Watch в первые дни, разочаровывается в продукте: тогда механизм сарафанного радио («Вау, как удобно, пойду тоже куплю») резко замедлится, а это катастрофически скажется на продажах. Такой провал приведет сразу к двум последствиям.
1) Android-производители получат время, чтобы создать аналог Force Touch, прикрутить удобные нотификации и закупить колесики для управления интерфейсом. Wear-продукты перестанут быть такими безнадежными: в отсутствие короля (им должны были стать Apple Watch) выстрелить сможет любая модель, даже если деньги на ее разработку собирали на Кикстартере.
2) В Apple задумаются об инновационных способах зарядки (свет, движение и так далее) и «часовой» защите корпуса (WR100 – минимум). Кук и Айв прекрасно понимают, как бы Джобс отреагировал на неудачу: если не удалось уничтожить противников первым поколением, то второе обязано стать бомбическим. Взгляните на историю iPad: из жирного куска стекла и железа он всего за год эволюционировал до культового iPad 2 – этот планшет держался на рынке около трех лет.
Аналитики попали в действительно сложную ситуацию. В ближайшие два-три месяца им нужно как-то комментировать перспективы Apple Watch, но слишком велик риск заполучить славу Эльдара Муртазина, который еще в 2007-м похоронил iPhone, обнаружив в нем сотни недочетов.
Выход остается один: искусственно сфокусироваться на рынке Android Wear (даже если там пока что уныло), а на все вопросы про Apple Watch отвечать в стиле главного редактора TJournal Никиты Лихачева:
– У меня нет Apple Watch, и у вас их нет. Искренне рад за Тима Кука, Фаррелла Уильямса и Кэти Перри.