10 миллионов Apple Music

Сервис Apple Music, запущенный 30 июня прошлого года более чем в 100 странах мира, привлек свыше 10 млн пользователей платной подписки по данным на начало 2016 года. Всего три месяца назад, в октябре 2015, глава Apple Тим Кук отмечал, что аудитория Apple Music составляла 15 млн человек по всему миру, однако платных аккаунтов из них было 6,5 млн. Напоминаем, что компания предоставляет всем пользователям три бесплатных месяца использования сервиса, после чего ежемесячная плата составляет 169 рублей для одного пользователя или 269 рублей для семьи до шести человек.

Такой быстрый рост аудитории за считаные месяцы, равно как факт достижения сервисом десятимиллионной отметки, привлек внимание прессы. В частности, журналисты Financial Times сделали акцент на тот факт, что у компании Apple ушло всего лишь полгода на то, чтобы добиться показателей, на достижение которых Spotify потратил шесть лет. Еще через два года основной соперник Apple Music удвоил показатели и отчитался о 75 миллионах активных пользователей, в числе которых 20 миллионов платных подписчиков. Если представить, что темпы роста аудитории на ближайшие 12 месяцев сохранятся у этих двух сервисов, Apple сможет догнать шведскую Spotify уже к концу 2016. Иными словами, всего лишь полтора года уйдет на то, чтобы сравняться с показателями восьмилетнего пути развития компании-конкурента.

Сравнение показателей компаний быстро подхватили другие издания, так что практически в каждой публикации о достижении Apple отметки в 10 миллионов платных пользователей оказалась насмешка над Spotify. Некоторые даже отметили тот факт, что если компания  Apple за что-то берется, ее ждет ошеломительный успех. Например, если в Купертино когда-нибудь захотят потеснить популярные сервисы типа Uber или Tinder, новый продукт быстро догонит и перегонит конкурентов. Но можно ли считать такой подход правильным? Едва ли можно сравнивать успех iPhone или iPod, изменивших представление о смартфонах и плеерах, с Apple Music и его показателями.

Ничего удивительного, что Spotify пришлось потратить шесть лет на получение базы из десяти миллионов платных подписчиков. Эта компания стала одним из пионеров стриминга музыки, так что практически с нуля занималась построением отношений с правообладателями, развитием системы рекомендаций, привлечением рекламодателей для окупаемости бесплатных пользователей. Да и вообще была вынуждена отвечать людям по всему миру на вопрос, почему они должны отказаться от привычного способа потребления музыкального контента. Компания Apple, в свою очередь, вышла на рынок стриминговых сервисов в тот момент, когда про потоковое воспроизведение музыки по запросу пользователи знают хотя бы понаслышке. Как следствие, аудитория была готова к появлению нового продукта.

Три месяца бесплатного пробного периода сделали свое дело: пользователи других сервисов могли ничего не теряя протестировать продукт Apple, да и ранее не пользовавшиеся стримингом люди получили шанс безболезненно попробовать для себя что-то новое. Кроме того, Apple Music предустановлен на мобильные устройства в компьютеры, что также снижает порог вхождения. Не нужно загружать отдельное приложение, выбирать между разными сервисами и даже регистрировать аккаунт – все уже под рукой. Легкое начало использования Apple Music также обеспечило возможность быстрого роста аудитории.

А теперь попробуйте представить, как могли развиваться события, если бы компания Apple предложила пользователям стриминг музыки одновременно с презентацией iPhone 3G? Едва ли в тот момент речь могла идти о том, чтобы за полгода получить 10 миллионов платных подписчиков. И дело не только в готовности пользователей, но также технической стороне вопроса, работе с правообладателями и музыкантами. Намного удобней стартовать по уже проторенной дорожке и с огромной группой поддержки в виде лояльной аудитории. Никто не говорит, что это не правильный подход, но вряд ли стоит сравнивать успехи Apple с пионерами рынка потокового воспроизведения музыки.