Apple и музыкальный рынок

Компания Apple имеет колоссальное влияние на музыкальном рынке. Силами iPod и iTunes ей удалось совершить революцию, приучив пользователей к покупке цифровых копий альбомов и треков вместо дисков. Несмотря на снижающиеся под натиском смартфонов продажи плееров, продукция Apple остается самой популярной на рынке а ее музыкальный магазин не собирается терять позиции под натиском стриминговых сервисов Rdio, Deezer, Spotify и их аналогов. В iTunes Store по-прежнему стремятся размещать виртуальные пластинки музыканты и крупнейшие лейблы, а также с завидной регулярностью появляются эксклюзивы. Впрочем, ситуация не будет всегда оставаться неизменной — потоковое воспроизведение музыки по запросу пользуется все большей популярностью. Многие пользователи не хотят занимать драгоценное место на устройствах локальными копиями треков и тратить время на их покупку или скачивание, а кроме того, получить доступ к двадцати миллионам треков на любой вкус и настроение.

Apple и Beats

Возможно, популярность стриминговых сервисов стала причиной или одной из причин покупки компанией Apple производителя наушников и разработчика музыкального сервиса Beats Electronics за 3.2 миллиарда долларов. Этой сделкой они убили сразу двух зайцев: устранили конкурента и получили доступ к необходимым технологиям для усовершенствования iTunes Radio. Впрочем, я бы не делал ставку на скорейшее появление сервиса воспроизведения музыки по запросу от Apple, поскольку этот шаг нанес бы колоссальный удар по продажам iTunes Store. Да и вообще не факт, что IT-гигант действительно преследовал музыкальные цели, обдумывая поглощение. Однако я не просто так напомнил в начале статьи о влиянии Apple на музыкальный рынок. Не важно, какие причиныбыли у компании для покупки Beats Electronics, пока они не станут известны, эта сделка будет подгонять развитие музыкального рынка до тех пор, пока есть хотя бы ничтожный шанс, что именно Beats Music заинтересовал Apple.

Сделка между Apple и Beats Electronics подчеркнула инвестиционную привлекательность интернет-радио Pandora Media, сервиса Spotify Ltd и им подобных. Ожидается, что на фоне обсуждений будущего рынка воспроизведения музыки по запросу, может ускориться выход Spotify на биржу, Pandora получит новую порцию денежных вливаний, начнутся поглощения прочих крупных и мелких музыкальных сервисов. Например, после череды падений курса акций Pandora за последние полтора года, объявление о поглощении Beats Electronics привело к резкому росту котировок на 1.9%, поскольку сервис начали рассматривать как потенциального кандидата на поглощение другими гигантами технологического рынка, напрмиер, Microsoft или Facebook. Кроме того, пользователям стоит ждать важных изменений в работе любимых сервисов, появления новых функций, интеграций и спецпредложений. Главный исполнительный директор инвестгруппы Manatt Digital Media Ventures Питер Ксэти уверен, что нашумевшая сделка ускорит обсуждение стратегий на нескольких фронтах от всех игроков музыкального рынка.

Shazam

Сложно сказать, совпадения это или быстрые ответные меры на сделку Apple и Beats, но мы уже стали свидетелями нескольких важных событий на музыкальном рынке. 15 мая стало известно, что в Shazam решили инвестировать сразу три музыкальных гиганта: Warner Music Group, Universal Music Group и Sony Music Entertainment. Все три компании купили акции у частного инвестора. Размер долей не уточняется, но по слухам речь идет о миллионах долларов. Удивляться нечему, сервис поиска композиций «на слух» играет важную роль в популяризации контента и каждый лейбл заинтересован, чтобы пользователи могли распознать услышанную где-то композицию. Пусть не купят, так хоть послушают в музыкальных сервисах, тем самым также добавив немного денег на счета музыкантов и студий звукозаписи.

Soundcloud

Еще один громкий слух касается покупки музыкального сервиса SoundCloud компанией Twitter. По неподтвержденной информации переговоры уже находятся на финальной стадии, а сумма сделки может составить около миллиарда долларов, учитывая оценочную стоимость музыкального сервиса в 700 миллионов.

Soundtrack your band

Сегодня также стало известно об очень важных изменениях в работе сервиса Spotify. Будучи лидером на потребительском музыкальном рынке, компания решила продвигать продукт в бизнес-сегмент, правда не только своими силами. Для этого создан стартап Soundtrack Your Brand, который возглавили Андерас Лиффгарден, бывший глава бизнес разработки Spotify, и Ола Сарс, сооснователь Beats Music. Вместе они планируют изменить привычное представление о воспроизведении музыки в общественных местах, чтобы в кафе, магазинах и прочих заведениях заменить сложный и дорогой процесс лицензирования треков на воспроизведение по запросу из базы Spotify. Малому бизнесу предназначается абонентская плата 53 доллара в месяц, крупные компании должны будут платить 121 доллар. Любопытно, что вместо самостоятельного продвижения своего продукта в корпоративный сегмент, руководство Spotify решило инвестировать в стороннюю компанию. Впрочем, наверняка они выкупят Soundtrack Your Brand в случае успеха B2B-модели воспроизведения музыки.

Готов поспорить, слухи про слияние SoundCloud с Twitter, возможный выход Spotify на IPO и запуск Soundtrack Your Brand, а также крупные инвестиции в Shazam — все это далеко не единственные изменения на музыкальном рынке, которые ждут нас в ближайшее время. Покупкой Beats компания Apple разворошила осиный улей, когда все наперебой кинулись защищаться от утечки пользователей к конкурентам, а параллельно начнут доказывать свою инвестиционную привлекательность. Будет забавно, если обладание Beats Music в итоге окажется для Apple побочным результатом поглощения.
Читать далее