В понедельник Apple анонсировала свое решение для автомобилей — CarPlay (то, что должно было называться iOS in the Car, как его называли во время анонса iOS 7 в прошлом году). Я о подобной штуке писал почти два года назад, и могу лишь порадоваться, что Apple хоть немного инспирируется идеями из этого блога (это был сарказм, если кто-то без ЧЮ не понял). Вообще, откровенно говоря, решение получилось странное, и хотя в целом я приветствую это направление, я не уверен, что первый блин получился не комом. Посмотрите, например, 8 минут демонстрации работы CarPlay в Ferrari: 


Вообще, если внимательно смотреть видео, то хорошо понятно, что Apple все-таки не скопировала мою идею из поста двухлетней давности один-в-один: они не стали разрабатывать полностью свое "головное" устройство, которое управляло бы как интеграцией с iPhone, так и системами автомобиля. В Ferrari встроено устройство на базе операционной системы QNX, и работа с iPhone — то есть CarPlay — является там лишь одним из модулей, это хорошо заметно в те моменты, когда девушка, демонстрирующая систему, переключается между CarPlay и дефолтной системой управления Ferrari. QNX — компания, являющаяся на данный момент частью компании BlackBerry — давно разрабатывает решения для автомобильной отрасли, так как возможности работы операционной системы позволяют обеспечивать высокую скорость и высокую надежность работы устройств. Именно из-за этого, я думаю, Apple не стала разрабатывать свое OEM-решение для автомобильной отрасли — разработка, тестирование, сертификация подобного устройства, интегрируемого в автомобиль (который, как известно, является средством повышенной опасности), занимает годы, а то и десятилетия. Гораздо быстрее можно встроить свое решение в уже существующие модули, договорившись с разработчиком таких модулей. Apple, похоже, с QNX/BlackBerry договорилась, так как компания фигурирует в списке "стратегических партнеров" в автомобильной отрасли. Кстати, на этом фоне недавний анонс Ford о том, что они отказываются от Microsoft SYNC и переходят на QNX, и присутствие Ford в спике "подписантов" на CarPlay дает нам четкий ответ на вопрос "почему они это сделали". 

Технические детали реализации интеграции CarPlay с iPhone пока неизвестны, хотя рискну предположить, что имеет место некий аналог AirPlay, который транслирует урезано-модифицированный интерфейс iOS в "голову" на QNX. Поддержка CarPlay должна появиться в iOS 7.1 — я так понимаю, будет некий специальный Framework, который приложения, которые хотят попасть в "экран машины", должны будут поддержать, с учетом соответствующих изменений интерфейса. На видео к тому же видно, как интерфейс CarPlay местами ощутимо притормаживает, и вообще решение в целом не выглядит как что-то, к чему приложилась Apple с ее высокими стандартами качества, хотя я и понимаю, что скорей всего "я его слепила из того, что было", в том смысле, что пришлось работать с теми устройствами, которые есть сейчас у автопроизводителей и их поставщиков. (Интересно, можно ли будет, например, купить OEM-"голову" для конкретной марки и заменить ею то, что установлено там уже сейчас? Для некоторых марок, мне кажется, это вполне реальный вариант, как мне кажется). 

На сайте Apple все выглядит, конечно, красиво, а вот в реальности, на видео — не очень. Интерфейс, надо сказать, довольно таки странный — непривычная цветовая гамма, странные кнопки, отсутствие поддержки привычных жестов для прокрутки контента в окне, pinch-to-zoom и тд. Еще и экран, поди, резистивный, а не емкостный — автопроизводители это любят, быть лет на 10 позади IT-отрасли. Да, есть Siri, но с ней задолбешься пререкаться, как с любой умной женщиной. Я понимаю, что use case в автомобиле другой — там и картинка под углом относительно водителя, и режим использования другой — на ходу, нужны большие кнопки, большие надписи, много контраста, и тд., так что это в какой-то мере объясняет отличия, но все же. И, видимо, будет некий набор рекомендаций разработчикам о том, что они должны сделать, чтобы хорошо работать в автомобиле. Вообще, допускаю, что у Apple может появиться еще дополнительная процедура "аппрувала" приложений для использования в автомобиле. 

Вообще, читая и смотря видео про CarPlay, я не мог отделаться от одной преследующей меня аналогии. Мало кто знает или помнит, что до того, как выпустить iPhone, Apple уже анонсировала "музыкальный смартфон" в партнерстве с компанией Motorola — телефон назывался ROKR. Партнерство заключалось в том, что Motorola разрабатывала телефон, а Apple обеспечила его интеграцию с iTunes, чтобы можно было заливать в него музыку из магазина. Телефон получился дурацким, неудачным, предсказуемо провалился и только подтолкнул Apple к тому, чтобы поскорее выпустить iPhone — устройство, полностью разработанное Apple от начала до конца, чтобы обеспечить максимальный комфорт пользователю. Очень хочется надеяться, что в случае с CarPlay — похожая ситуация, и Apple таким образом просто изучает рынок, пытаясь понять, что же на самом деле востребовано потребителями в этом сегменте. А потом они все-таки выпустят полноценную "голову" с настоящей iOS внутри, чтобы мало никому не показалось. Причем для этого все-таки купят Tesla, назовут ее iCar, и будет она ездить только по 5% дорог... кажется, не туда пишу :) Но, кстати, в рамках выхода CarPlay переговоры с Tesla вообще начинают смотреться в другом свете. Вообще я скептичен, но мысль о том, чтобы Элон Маск пришел в Apple, выглядит не такой уж плохой, раз его все равно называют "новым Стивом Джобсом" — Тим Кук продолжит отвечать за operations, Маск — за продукты... Хм... Что скажете? 

PS Интересно, когда BlackBerry окончательно обанкротится, не выкупит ли у них Apple QNX под это дело?