Нет смысла отрицать: релиз iPhone поделил историю смартфонов на «до» и «после». Жертвами этого события стали даже те, чьи позиции на рынке казались крепче адамантия. Телефоны с логотипом Nokia почти исчезли с прилавков магазинов, а теперь судьбу легендарных финнов может разделить еще один бывший лидер, BlackBerry. Слухи о поглощении появляются регулярно: патентный портфель «ежевичного» вендора интересует Apple и Microsoft. Неужели это расплата за нежелание адаптироваться к новым потребностям пользователей?
На анонс iPhone в 2007 году канадскому производителю нечем было ответить. Освоение ниши сенсорных девайсов с проблемным, медленным Storm только усугубило ситуацию. Спешную попытку противостоять Apple на их поле боя бывший CEO назвал ужасной ошибкой, поведав, что Verizon — крупнейший партнер BlackBerry, отказался от сотрудничества именно из-за этого провала.
В конце девяностых продукция производителя привела к формированию новой культуры деловых людей — они получили компактный и удобный инструмент для работы с почтой на ходу, без путающихся проводов. Затем Стив Джобс и команда доказали миру: смартфон может быть не просто печатной машинкой и средством связи.
«Мы вложили в Storm слишком много. Он обладал сенсорным, интерактивным дисплеем, имел новые приложения. Его создали за невероятно короткий период времени и это стало катастрофой для нас. Тогда я понял, что мы не сможем конкурировать в премиум-сегменте», — поведал Балсилли.
По словам экс-CEO, в течение двух лет BlackBerry оставалась самой быстрорастущей компанией мира из-за продаж дешевых гаджетов в странах с развивающейся экономикой. Благодаря соглашению Apple и AT&T американские владельцы iPhone получили тарифные планы с безлимитным интернетом. Веб-серфинг и просмотр видео на мобильных девайсах на iOS стали неоспоримым преимуществом вендора из Купертино. Канадский соперник отреагировал слишком медленно.
«Было сложно. Это стало настоящим шоком для компании», — добавил один из основателей BlackBerry. Учитывая динамику роста продаж iPhone и смартфонов на Android, Балсилли считал правильным шагом выпустить популярный некогда фирменный мессенджер для других платформ, ведь сервисы приносили предприятию большую прибыль, чем техника. Но этого не случилось до ухода бывшего топ-менеджера из совета директоров. BBM портировали на iOS и операционную систему от Google, но все уже пользовались WhatsApp.
Сейчас компания, базирующаяся в Ватерлоо, изо всех сил пытается удержаться на плаву. Балсилли пожелал текущему руководству удачи в этом нелегком деле. На вопрос об устройстве, которым он пользуется, интервьюируемый ответил: «BlackBerry Bold. Вы заберете его лишь из моих холодных мертвых рук».