ФАС против Apple

Сегодня Федеральная Антимонопольная Служба России возбудила дело против Apple, обвиняя американскую корпорацию в контролировании цен на iPhone в розничных магазинах на территории РФ. Причиной для разбирательства послужило обращение некого анонимного гражданина с информацией об установлении одинаковых цен на модели Apple iPhone 6s и iPhone 6s Plus, появившиеся на российском рынке в октябре 2015 года, шестнадцатью основными реселлерами: МТС, М.Видео, Билайн, Эльдорадо, Евросеть, OZON, Re:Store, Связной, Мегафон, Юлмарт, Media Markt, Ситилинк, Холодильник.ру, DNS, ИОН (Ноу-Хау), Техносила.

"Расследование показало, что с начала официальных продаж смартфонов iPhone 6s и iPhone 6s Plus в России большинство реселлеров установили на них одинаковые цены и удерживали их в течение определенного времени. Помимо этого, антимонопольным ведомством было установлено совпадение цен реселлеров и на другие модели смартфонов Apple."

– цитата с официального сайта ФАС.

Отдельно стоит подчеркнуть, что российское ведомство имеет претензии не к розничным сетями, а конкретно к самой компании Apple – включая ее головной офис в Калифорнии и ряду европейских подразделений, в которые входит и российское отделение ООО «Эппл Рус».

Регулирующий орган считает, что Apple, запуская любой продукт на нашем рынке, не имеет права указывать розничным сетям цену, по которой они этот продукт должны продавать. При этом такое понятие, как рекомендованная розничная цена является обыденной вещью для большинства продуктов – начиная от стиральных порошков, заканчивая дорогими автомобилями.

В обычном случае рекомендованная розничная цена призвана оберегать потребителя от покупки товара по цене выше, чем того требует производитель, а самого производителя спасает от рисков, связанных с тем, что рост цен на продукцию в розничных сетях сделает его продукт неконкурентоспособным. Суть претензий ФАС к Apple заключается в том, что, по их мнению, американская компания запрещает реселлерам продавать свою продукцию по ценам ниже рекомендованных.

Мы обратились в крупнейшие отечественные сети за комментариями по этому поводу.

Сергей Тихонов, менеджер по внешним коммуникациям компании «Связной»:

"Стоимость всех позиций в ассортименте «Связного» зависит от закупочной цены и расчетной маржинальности по конкретному товару. От получения дохода зависит, как ритейлер сможет поддерживать свою операционную деятельность. Учитывая цену закупки и свои расходы, ритейлер определяет, в каком интервале может быть установлена конечная цена на товар в рознице, а также планируемую  прибыль по конкретному товару. В то же время, определяя розничную цену окончательно для каждого конкретного города и региона, компания учитывает массу факторов и прежде всего рыночную ситуацию."


Александр Малис, президент розничной компании «Евросеть»:

"Евросеть точно ни с кем не координировалась."

UPD: в редакцию поступил расширенный комментарий от Ульяны Смоленской, руководителя PR-службы компании «Евросеть»:

"Мы уже говорили ранее, что цены на рынке складываются из конкурентной среды, и только каждый конкретный участник решает, сколько должен стоить iPhone в его магазине. Если цены похожи - это означает только то, что продавцы в режиме реального времени отслеживают действия конкурентов. Это и называется здоровая рыночная среда. А ниже определённого уровня цены уже невозможно опустить, если они на грани себестоимости. Всегда есть порог эффективности, ниже которого продажи идут себе в убыток. У всех продавцов одинаковые закупочные цены от производителя, поэтому нет ничего удивительного в том, что максимальное их снижение в борьбе за покупателя уравнивает цены у всех."


Представители re:Store от комментариев воздержались.

ФАС против Apple

Мы пообщались с одним из представителей «серого» ритейла, пожелавшим остаться анонимным. По его данным, Apple перестала жестко указывать розничным сетям рекомендованную цену еще в 2012 году, когда «Связной» получил статус Apple Premium Reseller, и контракт на прямые поставки техники в обход дистрибьюторов, что позволило им указывать цены несколько ниже, чем у конкурентов. Как следствие, чтобы «Связной» не был в более выгодном положении, чем другие розничные сети, Apple позволила компаниям более гибко формировать цены на свою продукцию.

Определение рекомендованной розничной цены существует не только в России, но и во всем мире. В США это считается общепринятой практикой и применяется во всех сферах розницы, от электроники до автомобилей. Применение ценовых ограничений регламентируется Федеральной Комиссией по Торговле, в рамках которой определено, что производитель имеет право применять ценовые ограничения и работать только с теми ритейлерами, которые соглашаются на политику производителя. Рычагом давления со стороны компании на ритейлера является разрыв отношений и исключение его продукции из ассортимента товаров его розничной сети.

Мы попросили рассказать о ценообразовании на продукцию Apple в США Алекса Пацая, директора программ-менеджмента компании Parallels, проживающего сейчас в Принстоне.

"Продукты Apple стоят примерно одинаково что в сети Walmart (огромная сеть магазинов с низкими ценами), что в магазинах Apple Store. “Примерно” — Walmart часто делает “скидку” в 5-10 долларов, чтобы цена выглядела все-таки немного ниже, чем у других, но при этом радикально цену не снижает. Периодически сети вроде Best Buy (сеть магазинов электроники) или Target (это еще одна крупная сеть супермаркетов) делают “распродажи”, снижая цену на те же Apple Watch или iPhone на 50-100 долларов. Делается это с целью привлечения потребителей, которые, придя в магазин, купят что-нибудь еще, на что скидки уже не будет. Такие скидки делаются, как правило, по согласованию с Apple и за счет маржи самого ритейлера, который рассчитывает компенсировать эту маржу ростом выручки по другим позициям."

ФАС против Apple

Несмотря на претензии ФАС, цены на iPhone пусть незначительно, но всё равно отличаются и в России. Плюс, не стоит забывать про программы лояльности, которые есть практически у любого ритейлера – дисконтные карты, накопительные системы, карты постоянного покупателя. «Для любой розничной сети продукция Apple является якорной, люди зачастую приходят в магазины только для того, чтобы посмотреть на новый iPhone или iPad, никто не захочет лишний раз портить отношения с компанией ради сиюминутного наплыва покупателей на устройства, которые чуть дешевле, чем у конкурентов»,– считает Валентин Петухов, известный вам по проекту Wylsacom. «Apple вправе указывать такую цену на свои продукты, которую считает нужной. Розничные сети должны конкурировать за покупателя сервисом и качеством оказываемых услуг, а не разницой в тысячу рублей. В этом плане фиксированная цена на iPhone делает рынок только лучше. Меня, как потребителя, волнует куда больше почему наша экономика так зависит от цен на сырье, и почему вся электроника за последний год подорожала в разы, чем почему во всех магазинах iPhone стоит одинаково».

Иск ФАС к Apple может привести к затяжному судебному разбирательству, итогом которого возможно станет денежный штраф, наложенный на американскую компанию. Выплата компенсации в таком случае ляжет на розничные сети, отразившись на стоимости закупки продукции Apple у официальных дистрибьюторов, что в конечном счете повлияет на рыночную стоимость техники Apple для обычных потребителей. Как сообщил Эльдар Муртазин в интервью изданию Life.ru, по его мнению, цены на продукцию Apple вырастут до семи процентов. Таким образом, стремление ФАС понизить цены на технику Apple, приведет ровно к противоположном эффекту.

UPD2: Официальный комментарий пресс-службы Apple:

"Реселлеры устанавливают свои собственные цены на продукты Apple, которые они продают как в России, так и во всём мире"