Музыканты-инвесторы Tidal

Американский рэпер Jay Z дал интервью журналу Billboard, в котором рассказал о том, насколько серьезно Apple подходит к созданию своего нового музыкального сервиса.

Jay Z недавно приобрел стриминговый сервис Tidal, разработанный шведской компанией Aspiro, сумма сделки составила 54 миллиона долларов. Перезапуск Tidal состоялся сегодня ночью, сервис доступен в вебе, а также в виде приложений для Android и iOS. Его принципиальное отличие состоит в том, что он принадлежит не бизнесменам, а людям из шоубизнеса. Среди его владельцев помимо Jay Z числятся Бейонсе, Мадонна, Рианна, Ники Минаж, Канье Уэст, Алиша Киз, Deadmau5 и Daft Punk.

На конец 2014 года у этого сервиса было 12 тысяч платных подписчиков (для сравнения: у Spotify — 15 миллионов). В отличие от большинства подобных сервисов, у Tidal нет бесплатной версии. После регистрации им можно пользоваться в пробном режиме в течение месяца, затем предстоит выбрать тариф: от 9,99 доллара в месяц за музыку в стандартном качестве или от 19,99 доллара в месяц за широкополосное вещание без потерь качества. В разных странах условия разные: так, например, в России пробный период составляет 2 недели, а подписка стоит 12,99 и 24,99 доллара.

По словам Jay Z, компания Apple последние месяцы ведет переговоры с владельцами почти всех музыкальных потоковых сервисов и пытается либо договориться о сотрудничестве, либо выкупить эксклюзивные права на публикацию музыки популярных исполнителей. Jay Z общался с Джимми Айовином, музыкальным продюсером и со-основателем Beats Electronics, а ныне сотрудником Apple. Айовин попытался переманить у Jay Z некоторых звезд в обновленный сервис Beats Music, предложив им более крупные вознаграждения. Jay Z смог договориться с Айовином и убедил его в том, что Apple не стоит переманивать артистов у стартапов, прежде всего из уважения к музыке и музыкальной индустрии. Конфликта между продюсерами не возникло. Теперь рэпер уверен, что раз Apple настолько активно занимается развитием Beats Music, значит музыкальные потоковые сервисы — очень перспективное направление бизнеса.

Модель Tidal уникальна: музыканты не получают роялти за продажу своей музыки, а участвуют в бизнесе стартапа. Jay Z провел первый раунд инвестиций, распределив равные доли Tidal между известными музыкантами. В обмен те обязаны предоставлять сервису право на эксклюзивное вещание своих альбомов в течение какого-то времени. Впоследствии к проекту могут присоединиться и другие музыканты, но они получат меньшие доли. Станет ли эта модель более выгодной для музыкантов, чем обычная выплата роялти, покажет время, но очевидно, что чем больше у Tidal будет платных пользователей, тем больше денег смогут зарабатывать музыканты.

Apple давно «раскусила» привлекательность эксклюзивной музыки — в iTunes часто можно встретить делюкс-версии альбомов с бонус-треками, которые нельзя купить больше нигде. Как правило, эти треки не продаются отдельно даже в iTunes, их можно приобрести только в составе целых альбомов.
Читать далее