История компании Apple циклична. 30 лет назад главным ее продуктом был Macintosh. В начале 2000-х его место занял суперпопулярный iPod. Сегодня основной продукт Apple — iPhone. Чтобы было понятно, по итогам прошлого квартального отчета, iPhone приносил компании 63% дохода. Это на 56% больше, чем в 2014 году.
CNN нашли поставщиков Apple, сообщивших о снижении заказов от компании. Это Dialog Semiconductor, Jabil Circuit и другие компании, которые сообщили о меньшем, чем ожидалось спросе на их продукцию со стороны Apple. Та же Dialog Semiconductor 90% своей продукции, а это контроллеры питания iPhone, производит для компании из Купертино. Эта информация подтверждает скептический настрой аналитических агентств. Такой спад в традиционно успешный для Apple рождественский квартал — событие из ряда вон выходящее. Еще три месяца назад iPhone 6s показал рекорд продаж за первые выходные. Трудно поверить в то, что сегодня компания испытывает проблемы с iPhone.
Но вернемся к Morgan Stanley. Свое заключение Хьюберти объясняет двумя факторами:
Рост продаж iPhone на развивающихся рынках замедляется.
Китай, где Apple сегодня остается лидером, приоритетный рынок для компании. Здесь продажи iPhone растут особенно быстро. Много обновляющихся пользователей приходит с Android. Здесь каждый месяц открывается новый Apple Store. По числу розничных магазинов Китай занимает четвертое место после США, Великобритании, и Канады, но по темпам открытия новых магазинов остается лидером. Однако аналитик ставит под сомнение перспективы Apple на этом рынке.
Не трудно догадаться, что темпы, с которыми Apple растет в Китае, только повысятся: новые Apple Store и число пользователей продолжат расти. Но по мнению Кэти Хьюберти для укрепления доминирования Apple в Китае этого может не хватить. По итогам первых трех кварталов 2015 года iPhone рос во многом благодаря развивающимся рынкам. По данным Market Realist, только на страны BRIC (Бразилия, Россия, Индия, Китай) приходилось 40% продаж смартфонов Apple. Здесь Apple еще растет, но на это развитие помимо Apple влияют и другие вендоры. Так мы подходим ко второму фактору возможного снижения продаж iPhone в 2016 году.
Рынок бюджетных Android-смартфонов укрепляется.
На развитие рынка бюджетных смартфонов Apple влиять не в состоянии. Компания работает только в верхнем ценовом сегменте, никак не пересекаясь с производителями недорогих смартфонов, которые наступают на рынок с востока. Huawei, выпустившая в этом году стомиллионный смартфон, Xiaomi, стремящаяся к этому показателю и десятки других вендоров клепают недорогие смартфоны с начинкой, не хуже флагманских смартфонов Apple, Samsung. Поэтому пользователь выбирает то, что дешевле.
Но хуже для Apple то, что конца этому не видно. В ближайшие годы бюджетные смартфоны станут двигателями индустрии, вырастет качество. Это повлечет за собой смещение Apple и Samsung с лидирующих позиций в мире. В Apple это понимают. Не зря СМИ так развивают тему нового iPhone 6с, по аналогии с провальным iPhone 5c.
Apple уже использует достаточно козырей для развития продаж iPhone. Компания запустила программу апгрейда в США, подписала соглашение с крупнейшим в мире оператором China Mobile, с базой в 800 миллионов пользователей и даже сделала большой iPhone. Если производителю есть что предложить рынку, то переживать за будущее iPhone не стоит. А если нет?