Apple в Китае
Второй год подряд продажи Apple в Китае снижаются. А ведь год с небольшим назад Китай был самым перспективным рынком для Apple. Ошеломительный рост, который показал iPhone и другие продукты и сервисы компании с 2013 по 2015 годы заставил инвесторов поверить в безоблачное будущее Apple на востоке. Но раньше, чем Apple возглавила все продажные чарты в Китае, положительный рост сменился отрицательной динамикой вместе с настроением инвесторов по всему миру.

Спад в Китае называли главной причиной рекордного снижения продаж iPhone в 2016 году – первом за всю историю продукта. По итогам 2016 года общий спад продаж достиг 18%. Это больше, чем мировой спад – 7%. При этом стоит понимать, что растущий до 2015 года iPhone в Китае продавался десятками миллионов экземпляров и смена динамики на отрицательную не могла не отразиться на общемировых продажах iPhone. К тому же нужно различать продажи на материковом Китае и в Тайване и Гонконге. Последний Тим Кук называл чрезвычайно сложным рынком. Продажи iPhone на материковом Китае в прошлом году не отличались от показателей 2015 года – рекордного для Apple в Китае.

И хотя iPhone приносит Apple больше половины прибыли, учитывать только iPhone на таком важном рынке нельзя. Взять хотя бы Mac. В 2016 году компьютеры Apple здесь продавались лучше, чем в среднем по миру. Только в Китае, Швеции, Нидерландах, Японии и Индии среднегодовой рост продаж компьютеров превысил 10%. Еще стоит учесть образовательный рынок США. Здесь компьютеры Apple продаются хорошо. Mac – самый дорогой продукт в линейке Apple. Компьютеры отвечают за укрепление отношений пользователя с экосистемой компании и приносят пользу в долгосрочной перспективе. Однажды купивший Mac, вряд ли согласится менять его на компьютер другого производителя.


Планшеты, которые во всем мире продаются неважно, стремительно растут в Китае. Только здесь и в Индии рост продаж в первом фискальном квартале 2017 года превысил 10%. Это при том, что годичный спад продаж iPad во всем мире достиг 19%. Apple занимает большую часть рынка планшетов на материковом Китае и собирает всю его прибыль. Предположу, что в 2017 году тенденция сохранится: новый iPad с производительной начинкой и сниженным ценником станет хитом. И если вернуть к росту продажи iPad в мире будет не просто, в Китае планшеты Apple закрепятся еще основательнее.

Сила продаж iPhone в новых пользователях. В Китае таких у Apple 50%. Каждый второй покупатель iPhone переходит на него со смартфонов Android. А рыночная доля операционной системы Google в конце 2016 года приближалась к 90%. То есть 50% это только начало и в перспективе число новых пользователей продолжит расти. А если учесть самый высокий на рынке коэффициент лояльности пользователей iPhone, то отток даже не стоит учитывать. Новые пользователи приходят к Apple каждую секунду и китайцев среди них больше всех.

В 2016 году App Store стал самым быстро растущим сегментом бизнеса Apple. За год доходы от продаж в магазине приложений Apple выросли на 90%. Фантастический показатель. И здесь Китай не остался в стороне. Аналитики из App Annie подсчитали, что китайский App Store принес на 15% доходов больше американского магазина. Те самые новые пользователи iPhone в Китае настолько воодушевились App Store, что вывели китайский магазин в мировые лидеры.

Отдельные сегменты бизнеса Apple продолжают расти. Некоторые из них бьют рекорды продаж. В 2016 году активно развивались сервисы Apple, которые смело можно выводить в отдельную компанию из списка Forbes 500. Таких показателей Apple достигает в том числе благодаря стабильно высоким продажам в Китае. Скептицизм инвесторов напрасен. Сложный для Apple рынок хорош еще тем, что в нем много места для развития компании, роста вширь и вглубь.