Таким в Китае — прибыльный бизнес

12 мая Apple сообщила, что вкладывает миллиард долларов в китайскую компанию Didi Chuxing — сервис по вызову такси или частных водителей. По факту это мобильное приложение, через которое пользователь вызывает такси, отслеживает его перемещение по городу и оценивает работу водителя. Приложение и сервис копируют Uber.

Китайский Uber, как Didi Chixung называют в западных СМИ, больше ближайшего конкурента в Китае. За прошлый год компания совершила 1,4 миллиарда перевозок. Uber — 1 миллиард. В Китае Didi Chuxing пользуются 300 миллионов человек. Работает компания в 400 городах. На это приложение приходится 87% заказов среди сервисов вызова такси в Китае. В день программой пользуются 11 миллионов человек. Uber в прошлом году перевозила 1 миллион пользователей в сутки.

Интересы Apple к автомобилям понятны: компания работает над собственным электрокаром и осознание принципов функционирования сервиса вроде Uber лежит в основе успеха будущего автомобиля. Интерес Apple к Didi Chuxing связан и с вниманием к самому сервису вызова такси. Изменивший эту индустрию Uber тому доказательство. Didi Chuxing — сервис для людей, то, что стоит развивать Apple до появления электрокара. Мало создать автомобиль, нужно посадить в него клиента. Первый шаг к созданию такого сервиса — инвестиции в него.

Apple ставит на светлое будущее автомобилей как гаджетов. Потенциальный пользователь проводит в водительском кресле до 30% времени за день и компания планирует занимать это время своими продуктами. Этот миллиард долларов поможет компании понять как функционирует рынок заказа автомобилей онлайн, на котором лидером остается Uber. Эта инвестиция открывает Apple дополнительные пути развития смежных направлений бизнеса в Китае. Установка терминалов Apple Pay в автомобилях Didi Chuxing гарантирует Apple миллионы транзакций в день.

Утром 16 мая Тим Кук прилетел в Китай. Главная цель визита — диалог с китайским правительством. Кук намерен решить вопросы, из-за которых в стране перестали работать iBooks Store и iTunes Movies. Но рабочая поездка главы Apple началась со встречи с генеральным директором Didi Chuxing Жан Лю. Ранее Тим Кук публично не встречался с представителями компаний, инвестором которых становилась Apple. Встреча с Жан Лю прошла в пекинском Apple Store среди покупателей. Глава компании рассказал о том, насколько важно для Apple это вложение. Даже по этой встрече понятно, сколько внимания Apple уделяет изучению китайского рынка. Предположу, что подобная инвестиция одна из первых в китайский бизнес. Apple остается здесь надолго и займется развитием нескольких направлений бизнеса одновременно.

Apple видит себя международной компанией с главным офисом в США и интересами в Китае. Причина тому — перспективный китайский рынок и деньги. Возвращать 35% налогов в американскую казну Apple не станет. Компания продолжит расширять инвестиционные вложения за пределами США. Главным театром событий станет Китай. Растущие здесь продажи позволят Apple развивать сразу несколько направлений бизнеса. Та же Apple Pay здесь способна стать суперпопулярной из-за числа потенциальных пользователей и возможностей внедрения сервиса. Apple уже продала в Китае больше ста миллионов iPhone с начала 2014 года. И хотя во втором финансовом квартале продажи iPhone снизились, отыграть падение Apple сможет уже этой осенью после появления iPhone 7.