Компания Apple лишилась в России всех контрактов с операторами о поставках iPhone. Единственный договор о поставках сохранился у Связного, который закупается устройствами для продажи в своей сети и не помышляет о получения статуса оптовика. Поначалу мало кто обратил внимание на тот факт, что общемировая практика продаж трубок через операторов в России провалилась — не выполнили условия контрактов, ну и ладно. Но в августе новостные службы забили панику: смартфоны пропадают с прилавков магазинов, а новым появиться неоткуда. Дефицит, понимаете ли.
26 августа журналисты Tech Crunch рассказали, что представители Apple отправились в Россию для решения вопросов с поставками смартфонов, причем делегацию мог возглавить сам Тим Кук. Для солидности, не иначе. Во время поездки должны были пройти переговоры с руководством крупнейших ритейлеров о заключении договоров на поставки новых Айфонов в Россию.
Сложившаяся ситуация вызвала много споров, обсуждений и слухов. Дошло до того, что некоторые начали в очередной раз хоронить американскую компанию. Предсказывали ей страшную кару от антимонопольного комитета из-за того, что единственный контракт принадлежит Связному, обещали, что Тим Кук будет вынужден прогнуться под поставщиков и согласиться на их условия и даже говорили о возобновлении отношений с МегаФоном, первым отказавшимся от ведения дел с Apple.
Предсказания не сбылись, и сегодня появилась информация, что руководство Apple смогло решить проблему с поставками Айфонов в Россию. Оптовыми продажами iPhone теперь будут заниматься два дистрибьютора компьютерной техники и электроники — Merlion и diHouse — пишет Коммерсантъ со ссылкой на собственные источники. Кроме того, Мвидео или Евросеть получат контракт на прямые поставки смартфонов, аналогичные тому, который подписан со Связным. Решение о том, кто будет заниматься оптовыми поставками уже принято, теперь идут формальные проверки, а новое партнерство с розницей находится на рассмотрении.
Не исключено, что на российском рынке теперь начнется серьезная ценовая конкуренция. Связной почти не зарабатывает на продажах iPhone, но вместо этого получает прибыль, используя американский смартфон в качестве рекламы и показателя якобы низких цен на другие устройства. Аналогичный подход могут использовать Мвидео или Евросеть при условии, что кто-то из них получит контракт на прямые поставки. Связной задал правила игры, другие будут им следовать. Сложнее всего придется продавцам, для которых техника Apple — основной бизнес и они не смогут продавать устройства с минимальной выгодой для себя. Смартфоны они будут получать от Merlion и diHouse, то есть с наценкой дистрибьютора, что делает цену выше. Кроме того, у них практически нет других источников дохода, чтобы компенсировать отсутствие заработка на самом популярном устройстве в ассортименте Apple.