BlackBerry

Канадская BlackBerry, ранее известная как RIM, — одна из компаний-пионеров мобильного рынка. Пусть не многие в России пользовались их устройствами, смартфоны с ежевикой на корпусе хорошо известны по фильмам и благодаря репутации в бизнес сегменте. Очень жаль теперь наблюдать падение компании. Примерно так же, как за легендарной Motorola, ушедшей со многих рынков, а потом оказавшейся в цепких лапах патентных юристов Google и толстого поискового кошелька.

Еще в апреле в статье «История BlackBerry OS — из прошлого в будущее» я писал, что BlackBerry OS 10 и смартфоны на ней могут стать последними канадцами на мобильном рынке. Первый гаджет RIM появился в далеком 1996 году. Сначала пейджеры, а потом и мобильники захватывали рынок умных устройств. И ни одна компания не могла составить им достойную конкуренцию, как бы того ни хотелось. Но 2007 год все испортил.

На тот момент многие недооценили iPhone. В RIM верили, что корпоративный сегмент не откажется от почты, в Nokia думали, что 5800 на привычной Symbian будет потребителям ближе и родней. Но развивалась iOS, появился Android, и год за годом два новичка отбирали рыночную долю у операционок и компаний, считавших себя непобедимыми. Покупатели привыкли к набору текста на сенсорных экранах, оценили возможности устройств благодаря магазинам приложений, и почти совершенные почтовые функции BlackBerry в паре с QWERTY клавиатурой перестали казаться заманчивыми.

Руководство RIM одним из последних отреагировало на засилье устройств на iOS и Android. Платформу QNX купили лишь в 2010 году, первое устройство для разработчиков выпустили в 2012, а смартфоны для потребителей попали на полки магазинов в начале 2013. О какой конкуренции может идти речь?

И пусть многие верили, что BlackBerry выкарабкается и задаст жару конкурентам, все это было лишь на словах. BlackBerry 10, впрочем, как и любая другая новая мобильная операционка может нравиться, вызывать желание попробовать… Но ни в одной из них нет столь существенных изменений, чтобы пойти и купить новый смартфон. Да и зачем менять полюбившуюся iOS или Android на нечто подобное, только с пустым магазином игр и приложений?

Подтверждением этому может служить факт, что устройства на устаревшей седьмой версии операционки продаются лучше, чем на BlackBerry 10. Очевидно, в самой компании это понимают, и пока все обсуждают слухи о новом Z30, была представлена модель 9720, будто попавшая к нам из успешного канадского прошлого.

На прошлой неделе руководство BlackBerry официально объявило, что собирает комитет для поиска выхода из сложившейся ситуации. Запахло жареным, но до сих пор не ясно, каким будет результат, сколько бы это ни обсуждалось. Если не рассматривать вариант, что все останется как есть, можно предположить продажу или изменение специализации и выкуп акций с последующим переходом в закрытую компанию.

Если говорить о Торстене Хейнсе, главе BlackBerry, самый выгодный для него вариант — продажа. В этом случае он получит 55 миллионов долларов, что может стать веским аргументом избавиться от тонущей компании и начать новое дело. Но найдутся ли покупатели? Аппаратный бизнес BlackBerry не представляет интереса для крупнейших игроков мобильного рынка, так что остаются патенты. У канадской компании за время существования накопилось много привлекательных разработок, но теперь у всех на виду пример Motorola. Google выложила за нее 18 миллиардов долларов, а в результате так и не смогла разгромить в судах Apple и Microsoft. В патентном портфолио оказались ключевые для отрасли изобретения, и они не могут быть полноценно использованы для нападения на другие компании.

К тому же при всем желании не каждому покупателю может достаться BlackBerry. Интерес к ней могли бы проявить китайские компании, в последнее время активно завоевывающие мировой рынок смартфонов. Но им, скорее всего, не дали бы совершить сделку. В последнее время ухудшились отношения Китая и США в виртуальном пространстве, так что вряд ли случится передача в Азию технологий шифрования и защиты пользовательской информации, использовавшиеся крупнейшими американскими компаниями и даже политиками.

Как следствие компания целиком вряд ли найдет нового владельца, а патентное портфолио несложно заполучить и после банкротства, по его реальной стоимости. То есть без аппаратного бизнеса в нагрузку, а может, еще и сбить цену, как это было с обанкротившейся Kodak. А ведь получить скидку захотели бы многие потенциальные покупатели! BlackBerry имеет 5236 патентов и около 3730 активных заявок, что делает ее портфолио одним из крупнейших среди телекоммуникационных компаний. По подсчетам экспертов за него могут попросить до пяти миллиардов долларов.

Раз уж появление нового владельца BlackBerry кажется маловероятным, стоит поговорить о втором варианте развития событий. Например, аналитики Reuters наиболее вероятным считают изменение сферы деятельности. Компания может выкупить свои акции по 12-15 долларов за штуку и стать закрытой. При этом поставить крест на аппаратном бизнесе, уволить около пяти тысяч сотрудников и перепрофилироваться в SaaS компанию. То есть поставлять сервисы как услугу. В таком случае они могут предложить бизнес сегменту фирменную почту, контакты, календари и другие программные продукты, не вынуждая отказываться от привычных устройств.
Читать далее