Материал подготовлен совместно с Директором образовательных программ по игровой индустрии в Высшей школе бизнес-информатики НИУ ВШЭ Уточкиным Вячеславом и Исполнительным директором Ассоциации дополненной и виртуальной реальности Филатовой Екатериной

В наших предыдущих материалах мы рассказали вам про классификацию виртуальной реальности на три смежных технологии - Virtual reality — VR (виртуальную реальность), Augmented Reality — AR (дополненную реальность), и Mixed reality, MR (смешанную реальность). Подробно раскрыли тему VR в первой статье, рассказали про то, что такое AR и какие типы AR-устройств существуют во второй статье. Сегодня мы продолжаем тему дополненной реальности и поговорим про сферы ее применения, плюсы и минусы, а также прогнозы на развитие технологии.

AR-приложения уже среди нас

AR-контент

J’son & Partners Consulting, анализируя потенциал развития технологии дополненной реальности  в ближайшие годы, выделяет несколько отраслей, где будет чрезвычайно высокий спрос:

  • В Образовании. Создание программ для детей, которые позволят наглядно показывать различные схемы, опыты, медиа файлы. В свою очередь это стимулирует, вовлечет детей в образовательный процесс.

  • Сложное высокоточное производство. В промышленности с помощью  AR ведется контроль производства изделия, наглядно предоставляются необходимые данные, названия деталей, алгоритмы, визуализируются данные. Так, в компании Boeing активно применяются технологии дополненной реальности.

  • В медицине дополненная реальность просто незаменима. С ее помощью обучаются новые специалисты, получают опыт, который в иных условиях просто недостижим. В самой врачебной практике, также не обошлось без открытий. Так при помощи дополненной реальности разрабатываются средства от некоторых болезней. К примеру, болезнь Паркинсона в скором времени смогут лечить с помощью устройств AR и приложения танцев в дополненной реальности, что позволит им избежать болезненных действий.

  • Реклама. В настоящий момент осуществлено немало рекламных проектов с применением дополненной реальности. В будущем подобные возможности будут использоваться еще шире, причем речь идет в том числе и о наружной рекламе. Возможность потрогать продукт является основным трендом использования AR в рекламной сфере и многие мировые бренды уже взяли его на вооружение.  К примеру, BMW позволила испытать 3D-модели своих автомобилей, что сыскало невероятный успех и повысило лояльность покупателей.   Интересную уличную акцию провели компания Coca-Cola совместно с фильмом Аватар. Телеканал  National Geographic поражал зрителей невероятно красочным представлением с использованием AR на празднике науки.  

Ваш iPad уже можно превратить в AR-устройство

Плюсы и минусы AR

Плюсы:

  • Можно использовать уже сейчас прямо со своего смартфона без дополнительного оборудования.

  • Обеспечивает более быстрое усвоение информации в сложной среде. К примеру, дополненная реальность помогает избежать сложного сопоставления карты и реальной местности в военной авиации и просто в навигации на дорогах при использовании специальных устройств.

Минусы:

  • Дорогая цена очков и устройств дополненной реальности, кроме дополненной реальности в смартфонах.

  • Недостаток контента дополненной реальности особенно в b2c (бизнес — покупателю) сегменте.

Прогнозы экспертов:

Эксперты международных аналитических компаний с большим оптимизмом смотрят в будущее дополненной реальности. К примеру, эксперты digi-capital прогнозируют аж $90 млрд. объема рынка  к 2020 году.

График по AR-контенту

Однако есть мнение, что данный прогноз излишне оптимистичен и рынок дополненной реальности станет таким масштабным только когда будет решен вопрос с дешевым и массовым производством волноводной оптики, а также появится больше реального контента и бизнес-кейсов успешного применения дополненной реальности, на что может потребоваться и более пяти лет.

Тем не менее все сходятся во мнении, что в конечном итоге рынок имеет большие перспективы и вопрос только во времени, когда эти перспективы превратятся из дополненной в действительную реальность.

В следующих статьях мы продолжим рассказ про классификацию реальностей и рассмотрим в деталях особенности технологии так называемой Смешанной (Mixed) реальности.