Экосистемы. Это слово в последнее время стало невероятно популярным, чуть ли не каждый день встречается на страницах любого блога или сайта, мало–мальски имеющего отношение к высоким технологиям. За последние пару лет технологические гиганты и производители устройств так разрекламировали «экосистемы», что люди, недалекие от мира высоких технологий, поневоле начинают задумываться: «А как это мы раньше жили без них»?
И правда, начитавшись тематических сайтов, начинает казаться, что все подконтрольные человеку устройства должны ходить строем, моментально синхронизировать все, что попадает в цепкие лапы электронной начинки, а заодно предугадывать желания пользователей. Быть владельцем MacBook, а в пару к нему купить смартфон под управлением «вражеской» операционки кажется своего рода кощунством или даже преступлением против любимого производителя. Экосистема, понимаете ли!
Увы, реальность расставила все на свои места. Надежды продуманных маркетологов и инженеров–программистов в розовых очках рухнули из–за несведущего в высоких технологиях потребителя и «маленького зеленого робота».
Долгое время я считал Android аутсайдером мобильного рынка и верил, что Apple, Microsoft и, возможно, Canonical должны стать лидерами. Владельцы устройств с операционками от Apple и Microsoft будут выбрать экосистемы, в то время как Android будет околачиваться в сегменте ульрабюджетных звонилок с расширенной функциональностью. Статистика продаж твердит об обратном.
Экосистемы, где все работает слаженно, приложения синхронизируются друг с другом, а фирменные облачные сервисы заботливо хранят информацию, оказались не нужны среднестатистическому покупателю. Гики и посетители «айтишных» ресурсов прекрасно разбираются в новейших технологиях и осознают потенциал использования устройств еще до покупки, и понимают, какие бонусы получат от владения устройствами под управлением одной операционки. Но таких меньшинство.
«Экосистемы» оказались слишком абстрактным понятием, чтобы покупатели могли руководствоваться им при покупке. Устройства реальны, их берут в зависимости от внешнего вида, цены, характеристик железа и других «физических» критриев. Но мало кто придя в магазин думает про себя: «куплю–ка я вот эту удобную синхронизацию» или «лучше я заплачу за облачный сервис этого производителя».
Перспективы использования устройств под управлением одной операционки на момент покупки туманны, в то время как чатиться в Контактиках, фотографировать обеды и отправлять в Твиттер коротенькие истории в стиле «что вижу, то пишу» по силам практически каждому смартфону. К этому можно добавить агрессивный маркетинг производителей Android–устройств, вот и получается, что «экосистемы» оказались по–настоящему нужны очень маленькому количеству покупателей.
Android, который должен был остаться на обочине рынка, теперь в лидерах. Google доказал другим компаниям несостоятельность экосистем как конкурентного преимущества на рынке. Покупателям проще отдать предпочтение цене, дизайну, престижности марки, а потом подстраиваться под возможности устройств, чем вникать, что они смогут получить если разом отдадут предпочтение Windows 8, RT и Windows Phone.
«Зеленый робот» — это в первую очередь смартфоны, но их все равно активно покупают, и это при том, что планшеты на Android оставляют желать лучшего, а компьютеров так и вовсе не существует. Не имея «железной» экосистемы у Google есть огромное количество сервисов, которые могли бы стать серьезным конкурентным преимуществом, но поисковик в угоду прибыли охотно делится ими практически со всеми желающими. За «экосистему» поисковый гигант цепляться не стал.
Не исключено, что в будущем производители смогут донести до покупателей все преимущества экосистем, сделают их более очевидными для неподготовленного покупателя. Тогда пользователей разношерстного парка техники станет значительно меньше, а покупка устройств с разными операционками станет редким, но осознанным шагом. Ну а пока «экосистемы» приходится признать проигравшими.