
Ограничения планируют ввести в рамках новых санкций со стороны ЕС, которые запланированы на 22 февраля.
Поскольку консоли Xbox производятся в США, а PlayStation и Nintendo Switch родом из Японии, влияние стран Евросоюза на них сомнительно. Это подчеркнул глава Яша Хаддажи, глава компании «Ачивка» и участник Русской ассоциации дистрибьютеров и импортеров видеоигр:
«Импортируемые в Россию игровые консоли даже не проходят транзитом через Европейский союз, поэтому это заявление либо демонстрирует полное отсутствие понимания индустрии видеоигр, либо является очередной пустой жестикуляцией», — считает он.
Также неясно, о каких именно продажах консолей ЕС ведет речь. Все три крупных платформодержателя — Microsoft, Sony и Nintendo — приостановили поставку своей продукции в Россию в марте 2022 года.
Вероятно, речь идет о параллельном импорте новых и подержаных из ЕС. По словам Financial Times, в 2022 году в Россию продали консолей на сумму $30 млн, а за прошлый год цифра достигла $120 млн, однако статистика собрана с рынка Китая.
Учитывая рост прибыли, Microsoft, Sony и Nintendo вряд ли добровольно согласятся с новыми ограничениями. Во-первых, это понесет финансовые убытки. Во-вторых, компании действуют согласно «букве закона», ведь в теории их нет в России. Даже если ЕС введут запрет на импорт со своей стороны, рынок сместится на другие регионы и закупки будут осуществляться оттуда. Впрочем, особой нужды в этом нет — большинство моделей, включая те, что представлены у официальных ретейлеров и на маркетплейсах, привезены из Китая.
Блокировка аккаунтов также маловероятна, поскольку запрет затрагивает исключительно «железо», а жесткие региональные ограничения могут затронуть пользователей других стран, где компании официально не присутствуют, что также вызовет громкий резонанс. А поскольку контроль над софтом и обновлениями также находится вне зоны ЕС, требования могут быть проигнорированы. На данный момент ни один из фигурантов не дал официального ответа на заявления.
Кроме того, даже с момента ухода с российского рынка компании стараются сохранять лояльность, а часть игр продолжают «затачивать» под российских геймеров. Для дорогих проектов нанимаются актеры озвучки, а запрещенные темы обходят стороной, чтобы не вызывать конфликтов с российским законодательством.