Право на забвение
Пользователи получили возможность просить Google, Яндекс и им подобные компании, которые зарабатывают на демонстрации рекламы жителям России, удалять из поисковой выдачи ссылки на недостоверную, незаконную и потерявшую актуальность информацию. Лишь ссылки — сами материалы никуда не денутся. Авторы законопроекта изначально использовали довольно расплывчатые формулировки, что есть эта «неактуальная информация» и «оператор поисковой системы» — изначально к таковым мог относиться любой сайт с внутренним поиском. Ко второму чтению этот пункт скорректировали, но осадочек остался. Удалять можно ссылки на статьи о событиях «утративших значение для заявителя в силу последующих событий, содержащих признаки уголовно наказуемых деяний, сроки привлечения к уголовной ответственности по которым не истекли, и информации о совершении гражданином преступления, по которому не снята или не погашена судимость».Но сведения, потерявшие значение для одного человека, могут быть полезны другим пользователям — а это противоречит праву свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Определение истины в этом вопросе государство возлагает на поисковых операторов, чему те «несказанно рады».
Чтобы принять решение компаниям в оригинальном тексте законопроекта давали трое суток — с принятием поправок срок увеличили до десяти дней. В противном случае Гуглу, Яндексу и остальным полагается заплатить штраф — размер Дума обсудит на осенней сессии.
Как воспользоваться правом на забвение?
Чтобы подать заявку, следует указать в заявлении фамилию, имя, отчество, паспортные данные и контактную информацию, описать события, на которые предполагается прекратить выдавать ссылки, перечислить страницы, где говорится о неправдивых и/или неактуальных сведениях. Кроме того, нужно описать основания для заявления и согласиться на обработку своих персональных данных.После этого за 10 дней поисковый оператор или удовлетворит просьбу, или уведомит о мотивированном отказе. В последнем случае заявитель может обратиться в суд по месту жительства — то есть компаниям придется отстаивать свою правоту по всей стране.
Резкая критика
Несмотря на уверения депутатов, что закон имеет аналоги в Европе, его текст заставил публично высказать недовольство Яндекс и общественных деятелей. Например, основатель Lurkmore Дмитрий Хомак в статье для Slon назвал инициативу нацеленной «на переписывание прошлого и сокрытие компромата». К слову, предложение не распространять действие закона на политиков не приняли. Второй важный вопрос – размер взысканий, если суд сочтет отказ поисковиков удалить ссылку необоснованным. Угроз потерять до ста тысяч рублей в каждом случае может стать причиной одобрения большинства заявок без разбора, что отрицательно скажется на работе поисковых сервисов и состоянии российского интернета в целом.Примечательно, что на отсрочке начала действия закона на год настаивало Минкомсвязи: времени на подготовку к реализации права остается крайне мало. Но убедить Госдуму не вышло — с началом нового года поисковики примутся вершить правосудие и подчищать результаты запросов по просьбам тех, кто очень хочет, чтобы о них не помнили.