По статистике «Евросети», за первые шесть месяцев этого года около 12% продаж смартфонов пришлось на компанию. Лучшими показателями может похвастаться только Samsung, чьи продажи составили около 20% от общего числа устройств. Представители ритейла отметили, что особенно успешно продавалась «бюджетная» версия Fly IQ238 Jazz ценой около 1700 рублей. Что важно, осенью, после начала падения рубля по отношению к доллару и евро, Fly не потерял популярности. Доля компании на рынке смартфонов, по опубликованным «Евросеть» данным за девять месяцев 2014 года, составляла 11,3% в штуках и 4,6% в деньгах.
Порадовавшись успехам компании Fly, можно посочувствовать Яндексу. Российский поисковик лишился еще одного крупного партнера, устанавливавшего его сервисы в смартфоны и планшеты под управлением Android. С 2015 года в продукты Fly, не будут предустановлены сервисы «Яндекса», что может быть связано с заключением Fly соглашения с компанией Google на получение пакета приложений Google Mobile Services.
Источник «Ведомостей» в Google утверждает, что при стандартном контракте на GMS производитель имеет право устанавливать на устройство любые приложения. Но существует другой тип контракта, при котором вендор получает часть дохода от поиска. При таком типе сотрудничества Google просит предустанавливать только пакет GMS. По его словам, доля смартфонов с таким предустановленным GMS составляет в России 18%
Пакет GMS включает в себя магазин приложений Google Play, приложения и сервисы Google, а главное расположить их наиболее выигрышно — на первом экране. Впрочем, есть два типа контрактов для производителя. В первом случае на смартфоны могут быть установлены приложения других компаний, но если компания хочет получать часть дохода от поиска, требования ужесточаются и никаких приложений конкурентов на смартфонах быть не должно. Это справедливо даже в тех случаях, когда речь идет о сервисах, которых нет у Google, например, «Яндекс.Метро».
Нетрудно догадаться, что компания Fly выбрала для себя второй вариант соглашения с Google, поскольку при столь высоких продажах она сможет хорошо заработать на получении части прибыли от мобильного поиска Google. Такое же решение приняла компания Explay, недавно отказавшаяся от предустановки сервисов Яндекса на смартфоны и планшеты. В настоящий момент, контракты остались лишь с Lenovo, Huawei, Samsung и брендированными устройствами операторов Мегафон и МТС.
Если говорить о перспективах, не исключено, что Huawei тоже может выбрать установку GMS с разделением прибыли и отказаться от приложений и сервисов Яндекса. Остальные контракты, скорее всего, останутся в силе, поскольку Lenovo делает ставку на предустановку как можно большего количество софта, а у Samsung слишком много собственных сервисов, которые даже при отказе от Яндекса не позволят перейти на доходную модель установки Google Mobile Services.
Кстати, такое положение дел на рынке устраивает далеко не всех. В настоящий момент Еврокомиссия занимается изучением условий предоставления GMS и выясняет, не нарушают ли они антимонопольное законодательство. «Яндекс» выступит в расследовании ЕС в качестве свидетеля и предоставит документы, которые говорят о нарушениях со стороны Google. Аркадий Волож уверен, что американская компания использует нечестные приемы в конкурентной борьбе и пытается монополизировать рынок, мешая появлению новых стартапов, приложений и интернет-сервисов в разных сферах.