Дуэль искусственного интеллекта

В компании Google есть специальное подразделение DeepMind, которое занимается разработками в области искусственного интеллекта, машинного обучения и нейросетей. В рамках очередного эксперимента сотрудники этой лаборатории решили ответить на давно уже мучающий людей вопрос: как будет вести себя два соперничающих искусственных интеллекта? Для решения этого вопроса были выбраны простейшие многопользовательские компьютерные игры Gathering и Wolfpack, правила которых позволяют протестировать необходимость сотрудничества и соперничества для достижения цели.


В Gathering перед искусственным интеллектом — красным и синим пикселем — стоит цель собрать на игровом поле как можно больше зеленых точек, под которыми подразумеваются яблоки. Правилами предусмотрено, что каждый игрок имеет оружие с одним желтым зарядом, которое позволяет обездвижить противника на заранее оговоренный промежуток времени. В таких условиях два персонажа, управляемые независимыми искусственными интеллектами, сначала не проявляли агрессии и старались собрать как можно больше яблок на игровом поле, однако по мере их уменьшения, игра становилась все более агрессивной, и было применено «оружие». Таким образом, исследователи смогли сделать вывод, что искусственный интеллект предпочел максимально долго игнорировать факт присутствия противника на поле и мирное достижение цели, а проявление агрессии произошло лишь при критически малом количестве «ресурсов» в свободном доступе.



Вторая игра под названием Wolfpack должна была протестировать способность искусственного интеллекта к сотрудничеству и объединению усилий для достижения цели. Правилами игры установлено, что кроме двух главных героев также есть третий персонаж, которого необходимо догнать и поймать. В то же время на поле располагаются препятствия, выстроенные таким образом, что один игрок может заблокировать путь второму. Но поскольку цель у двух персонажей заключается в том, чтобы общими усилиями поймать третьего, искусственный интеллект выбирал ходы таким образом, чтобы обеспечивать беспрепятственный проход обеим персонажам. Благодаря этому тесту исследователям удалось доказать возможность кооперации искусственных интеллектов для достижения общей цели — ни тот, ни другой игрок не стал блокировать путь партнеру, чтобы непременно в одиночку поймать «беглеца».

Игровой формат экспериментов – идеальный инструмент для исследователей, который позволяет найти ответ на вопрос о конфликтах, нейтралитете и сотрудничестве разных искусственных интеллектов. В настоящий момент речь идет о наиболее примитивных играх, которые предлагают минимальный выбор стратегии, однако исследования всегда начинаются с малого и постепенно становятся все более сложными и масштабными. Тестируя простейшие задачи с небольшим количеством действий, сотрудники Google DeepMind смогут постепенно добавлять все новые условия и усложнять игровые механики. Не исключено, что уже через несколько лет ученые смогут моделировать намного более сложные взаимодействия между искусственными интеллектами и отслеживать то, как они будут решать конфликт интересов, расставлять приоритеты и важность взаимоисключающих целей и добиваться результата за счет действий, приводящих к неминуемому поражению другого игрока.

Робот.gif

Насколько бы простыми ни казались сейчас эксперименты с искусственным интеллектом в лабораториях Google DeepMind, рано или поздно именно им мы будем обязаны возможностью сосуществования с многочисленными объектами, наделенными искусственным интеллектом. И всем нам очень важно быть уверенными, что в какой-то момент машины не сочтут человеческий организм слишком несовершенным, ненадежным и нелогичным для продолжения существования.