На этой неделе разразился скандал между четырьмя китайскими компаниями, не поделившими российский рынок смартфонов. Речь идет о Lenovo, ZTE и торговых площадках Aliexpress и JD.com.
Обе торговые площадки в основном работают по принципу маркетплейса — они не продают товары, закупленные ими у производителей, а предоставляют инструменты для торговли сторонним продавцам. JD.com реализует часть товаров самостоятельно, но смартфоны Lenovo в их число не входят.
Российское подразделение Lenovo заявило, что не отвечает за качество продукции, купленной на JD.com, и не осуществляет ее гарантийный ремонт или замену. ZTE, скорее всего, тоже откажет в гарантийных обязательствах покупателям товаров, ввезенных в Россию в обход официальных поставщиков.
Как быть тем, кто купит смартфон или планшет Lenovo, ZTE (или любой другой фирмы) в китайском интернет-магазине и столкнется с браком?
Согласно российского «Закона о защите прав потребителей», потребитель, обнаруживший недостаток в товаре, может обратиться за его устранением или возвратом денег к продавцу или изготовителю. Проблема в том, что китайские магазины не подчиняются российскому законодательству, а значит к ним не могут быть предъявлены требования в рамках «Закона о защите прав потребителей».
Продавцы на Aliexpress и JD.com предоставляют гарантию, но довольно эфемерную. Как только вы подтвердите получение товара, площадка выплачивает деньги продавцу, а покупатель остается без защиты и может лишь надеяться на добросовестность продавца. В том случае, если торговая площадка договорится с производителем (что случается крайне редко), гарантия на товар может быть предоставлена местным представительством.
Если вам пришел изначально бракованный или неисправный товар, вы можете открыть спор и вернуть часть денег или всю сумму целиком. Во втором случае вам, скорее всего, придется за свой счет отправлять товар обратно. Вернуть смартфон или планшет медленной наземной почтой стоит порядка 500 рублей, авиаотправление обойдется в полтора-два раза дороже.
Продавцы, дорожащие своей репутацией, продают гарантию за символические деньги — например, за один доллар. Вы можете в течение определенного срока с момента покупки товара оплатить гарантию, решить с продавцом вопрос о ремонте или замене товара и оставить отзыв. Там же можно почитать отзывы других покупателей, чтобы понять, насколько эффективно продавец решает гарантийные проблемы.
Обращаться к российским представительствам китайских брендов бессмысленно — они отправят вас обратно к продавцу. Также стоит иметь в виду, что китайцы иногда торгуют поддельными товарами, поэтому есть вероятность, что сломанный товар на самом деле не брендовый, а фейк, что тоже добавляет головной боли местным представительствам.
Предъявлять претензии руководствам интернет-площадок тоже нет смысла, если они и ответят, то предложат решать все вопросы с продавцами.