Google Glass

Вы уже видели видеообзор от Wylsacom Google Glass. Думаю, что любому человеку, интересующемуся технологией, представлять Google Glass не надо. После мягко говоря впечатляющей презентации этого устройства на конференции Google I/O в прошлом году (с парашютистами, велосипедистами и лично Сергеем Брином, на которой автору посчастливилось присутствовать) Гугл приложил немалое количество усилий по его популяризации. Помогла и необычность самого устройства, и всеобщее ожидание следующей революции в области мобильных устройств (на которое Glass сразу стал претендентом), и премия "Одно из лучших изобретений 2012 года" от престижного журнала Time. Даже не интересующимся технологией людям Glass преставлять не надо - многие видели его по телевидению, кто-то читал про него в газете/журнале/интернете, кто-то просто что-то от кого-то про них слышал, а многим становится просто интересно, что за штука у вас на голове, и они подходят и спрашивают.

Для развития экосистемы Glass Google создала программу для разработчиков Glass Explorers. Для программы была выпущена специальная партия прототипов устройства, которые можно было приобрести по цене $1500. В программу могли попасть только разработчики, живущие и работающие на территории США и не планирующие использование прототипов Glass в коммерческих целях. Для участия в программе нужно было подать заявку на I/O 2012 (что сделал автор) или ранее в этом году написать идею приложения или фичи, которую разработчик планировал воплотить на Glass. Гугл рассматривал заявки и уведомлял разработчика, если его принимали в программу, после чего можно было заплатить и забрать устройство из одного из оффисов Гугла (что сделал автор) или попросить прислать по почте.

При покупке требуется выбрать цвет. Вариантов пять - белый (Cotton), голубой (Sky), оранжевый (tangerine), серый (shale) и черный (coal).

Итак, с нетерпением открываем коробку и находим в ней... Glass:

Google Glass

Аккуратно достаем его из коробки и начинаем крутить в руках и рассматривать. Устройство представляет собой прочную и легкую титановую дугу, к которой прикреплены дужки-опоры для носа и вычислительный модуль с правой стороны.

Google Glass

Первым в глаза бросается самая необычная деталь - призматический экран в передней части устройства. Рядом с ним расположилась камера.

Google Glass

С внутренней стороны, за камерой, стоит датчик близости (proximity) и камера, отслеживающая движение век и глазного яблока.

Google Glass

А сверху - спусковая кнопка камеры.

Google Glass

Вытянутый пластоковый модуль, тянущийся от виска к уху содержит в себе основную вычислительную часть - материнскую плату, процессор, память, коммукационные модули, и т.п. Внешняя его поверхность представляет собой тачпад. А на внутренней стороне, у уха, расположена кнопка включения.

Google Glass

На нижней поверхности, под кнопкой - стандартное micro USB гнездо для питания и соединения с компьютером.

Google Glass

Задняя часть устройства, которая располагается за ухом, когда устройство надето на голову - это аккумулятор и особый громкоговоритель, который "проецирует" звук прямо во внутреннее ухо, путем вибраций черепной кости.

Google Glass

Откладываем Glass в сторонку и смотрим, что еще есть в коробке. Приподнимаем картонку, на которой лежал Glass, и под ней обнаруживаем зарядное устройство на 1000 MAh, двухцветный microUSB кабель и запасные подушечки для носа.

Google Glass

MicroUSB штекер изогнут на конце на 90 градусов и может использоваться в качестве своеобразной "подставки" для Glass.

Google Glass

Также к коробке с Glass вам выдадут две коробки с пристегивающимися "стеклами" - "защитным" прозрачным и "солнцезащитным" темным.

Google Glass

Темные стекла (кстати, они поляризованные) превращают Glass в весьма стильные солнцезащитные очки.

Google Glass

В каждой коробке вы найдете чехол - для Glass и для стекол. Чехол для Glass довольно интересный - он представляет собой двойной мешочек с твердым дном и затягивающимся веревочкой горловиной: Glass удобно лежит в мягком внутреннем мешочке, а призма надежно защищена твердым дном. В чехле Glass можно спокойно носить в сумке или рюкзаке, не боясь его повредить.

Google Glass

MyGlass

Как бы нам ни хотелось, мы не можем сразу надеть Glass на голову и начать с ним играться. До этого Glass надо "привязать" к учетной записи гмайл и сделать предварительные настройки, а для этого нам понадобится смартфон (или планшет), и приложение MyGlass. Скачиваем приложение из Google Play и запускаем его.

Google Glass

Умеет MyGlass немного, но много нам и не нужно. При помощи него мы можем:

• "Спарить" Glass со смартфоном по Bluetooth (это мы сделаем сразу)

• Настроить учетную запись gmail на Glass. Если их несколько приложение попросит выбрать одно из них. (это мы тоже сразу сделаем)

• Настроить подключение к сети WiFi на Glass. (это тоже хорошо бы сделать сразу)

• Добавить/убрать контаты на Glass (это нам с ходу не нужно)

• Включать/выключать приложения (это тоже можно сотавить на потом)

• Определять местоположение Glass (надеюсь, что это понадобится только для демонстрации)

• Видеть то, что показывает экран Glass, что называется screencast (а вот это очень полезная фича, которая очень помогает демострировать возможности Glass)

Надеваем Glass на голову

Наконец, надеваем Glass на голову и... И опять не можем сразу начать с ним играться, потому что надо его немного "подстроить" под себя. Это не смартфон, где "подстройка под себя" заключается в выборе смартфона в магазине по принципу "ложится в руку", и не часы, где достаточно затянуть ремешок. Тут немного сложнее, так как форма головы, расстояние между глазами, расположение глаз по отношению к виску и переносице у всех разные и сделать так, чтобы Glass сидел на голове удобно, и экран его был виден хорошо - процесс немного более сложный, чем затягивание ремешка. К счастью, это надо делать только один раз, и задача это вполне достижимая. Одной из причин, почему Google очень рекомендовали забирать Glass из их оффиса была именно "подгонка" под себя, с которой там могли помочь специальные люди. (Автор естественно не упустил возможности пошутить впоследствии, что пришлось погдонять путем изменения формы черепа.) Для подгонки нужно подогнуть дужки опор для носа и поповорачивать призму (она на шарнире), добиваясь того, чтобы были четки видны все чертыре угла картинки. После нескольких минут возни (в моем случае) Glass готов к употреблению.

Подогнанный Glass сидит на голове очень удобно. Нужно отдать должное дизайнерам - несмотря на то, что правая сторона Glass тяжелее левой (там же весь вычислительный модуль), Glass на голове сидит очень уравновешенно, никакого "перевеса вправо" не чувствуется. Также Glass держится на голове очень прочно - автор делал и колесо, и удары ногами с развороту в прыжке, и кувырки, и падал навзничь, и все это с Glass на голове, и Glass не то, что не отвалился, а даже не сдвинулся. И при этом даже не жал.


Дисплей-призма сидит прямо над правым глазом, не закрывая прямой обзор. Можно совершенно спокойно разговаривать, глядя на собеседника, и он будет видеть, что вы смотрите на него, а не в экран. Чтобы посмотреть на экран, достаточно вскинуть глаза вверх, и будет видно висящую в воздухе картинку - примерно как в зеркало заднего вида в машине посмотреть. На картинке глаз фокусируется расслабленно, несмотря на то, что экран неходится в паре сантиметров от глаза. Любителям физики напомню, что в расслабленном состоянии глаз фокусируется на удалении в 25 см. Это означает, что оптика в Glass "упаковывает" этот 25 сантиметровый оптический путь внутрь призмы, скорее всего путем многократного отражения. Задача это непростая, в связи с чем стоит выразить респект инженерам, которые создавали этот дисплей.

Что умеет Glass

Glass очень любит засыпать, в целях экономии батарейки - секунды три бездействия, и дисплей выключится. Пока мы с ним возились, прилаживали его, он наверняка заснул. Касаемся тачпада, чтобы его разбудить. Экран включается и мы видим следующую картинку:

Google Glass

Это основной экран Glass. Тут мы можем поводить вперед-назад по тачпаду и увидеть, что интерфейс Гласс представляет собой горизонтальный ряд "экранов", которые называются "карточками" (cards), прямо как в Google Now. По левую сторону от основного экрана выстроены "служебные" карточки - карточки Google Now (погода, информация о местных заведениях, пробки по дороге домой) и карточки настроек параметров (Settings). По правую сторону - результаты недавних операций в обратном хронологическом порядке (фотографии, поиск и т.п.).

Google Glass

Google Glass

Google Glass

Google Glass

Google Glass

Google Glass

Список карточек поддерживает "кинетический" скроллинг - если по тачпаду проводить вперед-назад не медленно, а быстро, то можно перескочит по списку не на следующую карточку...

Google Glass

... а далеко вперед или назад.

Google Glass

Но сейчас вернемся на основную карточку "ok, glass", которую мы увидели первой, когда включили Glass. Тут можно просто сказат уже известную многим команду "ок, гласс" вслух, и Glass покажет экран со списком голосовых команд. Фактически, это и есть основная функциональность Glass. Список команд можно пролистывать наклоном головы или проводя пальцем вперед-назад по тачпаду. А можно просто произнести одну из команд вслух, и Glass ее исполнит.

Google Glass

Пользуясь этими командами, мы можем:

- "прогуглить" что-нибудь

- сфотографировать

- снять видео

- запустить навигацию

- отправить сообщение

- позвонить

- запустисть хэнгаут

Если после команды идет многоточие, это означает, что после произнесения команды надо будет сказать "вводную информацию" для нее. Например, чтобы прогуглить, надо сказать, что именно гуглить, или если надо куда-то ехать, надо сказать куда именно надо ехать.

Например, попросим Glass прогуглить, кто сейчас президент России. Гласс нам не только скажет, кто это, но и расскажет нам про него много интересных подробностей.

Google Glass

Google Glass

Google Glass

Google Glass

Google Glass

Google Glass

Фотографирование "без рук" - это одна из самых впечатляющих возможностей Glass, которая мало у кого не вызывает эффекта wow.

Google Glass

Сьемка видео "без рук", да еще и в движении, да еще и в прыжке, да еще и в развороте не оставляет равнодушным уже никого. По умолчанию длительность видео ограничена 10 секундами, но ограничение можно убрать в меню в процессе сьемки и снимать пока не кончится место на внутренней флешке или сядет батарейка. Вот несколько примеров видео, снятого при помощи Гласс.


Навигация при помощи Glass - штука необычайно удобная. Сказал Glass куда ехать - он поищет это место на карте, и если найдет подходящее место, сразу туда поведет. Если результатов поиска много (например, много Старбаксов рядом), то покажет список, из которого можно выбрать куда ехать. Если нашли какой-то пункт в телефоне (в приложении Maps, допустим) и хотим туда доехать, то приложение MyGlass регистрируется как навигатор, и при его помощи пункт назначения можно "отправить" на Glass и автоматически начать к нему навигацию.

Google Glass

Google Glass

На карточке навгации можно вызвать меню, в котором можно:

- посмотреть маршрут

- изменить способ передвижения (автомобиль, велосипед, пешком)

- выйти из режима навигации

Google Glass

Вести машину в Glass удобно. Обзор дороги экран не закрывает, между предупреждениями о маневрах он спит, да и понять, что за маневр надо сделать очень просто - достаточно на секунду вскинуть глаза, как в зеркало заднего вида посмотреть. Очень ненавязчиво. Если надо что-то посмотреть (например, сколько ехать до следующего маневра), а экран выключен, то надо просто дотронуться до тачпада. Гласс проснется, покажет карту навигации с текущим статусом и уснет через три секунды.

Посылать сообщения и делать звонки с Glass можно только ограниченному списку контактов (10 максимум), что-то наподобие "экстренных" контактов в телефоне. Сделано это таким образом, судя по всему, чтобы ограничить время поиска контакта в Glass, что может отвлечь на какое-то время от... допустим, дороги. Список этот независим от списка контактов на телефоне - там по-прежнему можно пользоваться тысячами контактов.

Чтобы отправить сообщение, надо произнести имя человека, которому это сообщение предназначается, а потом надиктовать сообщение. Причем вполне можно надиктовывать знаки препинания, Glass их распознает и вставит в текст. Паузы делать нельзя - при двухсекундном молчании Glass отправит сообщение. Если у контакта есть номер мобильного телефона, сообщение уйдет как СМС, если номера нет - то как емайл.

Google Glass

Google Glass

При телефонном звонке Glass превращается в bluetooth гарнитуру. Но крутую, с экраном, который показывает длительность беседы. Причем необязательно делать звонок с Glass, можно позвонить с телефона или принять звонок - звук по-преженему будет идти через Glass.

Google Glass

Хэнгаут (гугловский аналог видеочата) работают довольно кривовато - вызов не всегда приходит на Glass, даже если он пришел на телефон. Но сама фича очень подходит под Glass - показать друзьям вживую то, что видишь ты. Не зря именно ее использовали во время первой презентации Glass на I/O 2011, с дирижаблем, парашютистами, велосипедистами и прочим. Автор на этом действе присутствовал и может подтвердить, что к концу презентации членораздельных (равно как и цензурных) слов у аудитории не осталось.

Google Glass

Приложения

Пока что для разработки Google предлагает только Mirror API, при помощи которого создаются веб-приложения, называемые Glassware. Подобные приложения могут только посылать карточки через сервера Google на Glass. Это может подходить для приложений, которым время от времени надо посылать пользователю какие-то оповещения (например, меншены в твиттере, или текущие новости), но никак не подходит для что-то более серьезного (например, дополненной реальности)

Google сами предлагают несколько Glassware приложений:

• Gmail

• Google+

• Google Now

Кроме самих Google, на основе Mirror API уже несколько известных компаний сделали свои приложения для Glass:

• Facebook

• Twitter

• Evernote

• New York Times

• CNN

• Elle

• Tumblr

Но для более серьезных вещей нужна возможность создания «родных» (native) приложений. В Google это тоже прекрасно понимают, в силу чего, хоть пока и не представили официальный SDK для Glass, но лазейку таки оставили — в настройках Glass можно включить режим отладки и разрабатывать приложения просто стандартным Android SDK. Но распространять такие приложения пока сложно — на Glass нет поддержки Play Store, да и лаунчер Glass приложения Android не показывает, только карточки. Но зная историю развития SDK/NDK на разных платформах, а также аудиторию, которая собралась вокруг Glass, в будущее можно смотреть с надеждой. Тем более, что на последнем I/O ребята из Google упомянули, что собираются издать Glass Development Kit (GDK) — инструментарий разработки андроид-приложений под Glass, что дает основания предположить, что раз дают инструмент и просят сделать приложения, то и дадут способ эти приложения распространять.

Но Google не остановился на режиме отладки. На Glass установлен бутлоадер с возможностью разлочки (fastboot oem unlock), а на последнем I|O была сессия по тому, как рутовать Glass, и даже был выложен рутованный boot.img для любителей поиграться на уровне платформы. Были также обещаны заводские варианты прошивки, на случай если кто-то слишком увлечется моддингом и вгонит Glass в boot loop или другой подобный режим. (Автор втайне надеется, что когда-нибудь появятся также исходники прошивки для Glass для любителей делать кастомы.)

Ну а что теперь? За Glass будущее?

Этот вопрос мне задают очень часто. Примерно также часто, как "Ух ты, да на тебе Glass. Ну как он тебе?" И ответ у меня на оба вопроса очень простой - "Не знаю." И если на второй вопрос ответ меняется (привыкаю), то с первым вопросом по-прежему непонятно. И не только мне, а и Гуглу, и многочисленным аналитикам, и всей гиковской общественности. Но давайте не будем пытаться предугадать будущее, а просто взвесим аргументы "за" и "против" и попытаемся понять, какие препятствия нужно преодолеть Glass, чтобы иметь шанс на коммерческий успех.

Препятствие первое - время работы от батарейки

Стереотипичная проблема устройств на Андроиде, усугубленная тем, что большую по размеру (и, соответственно, емкости) аккумулятор использовать на Glass не получится. На данный момент Glass работает 3-4 часа при довольно экономном использовании. Интенсивное использование навгации и сьемка на видео убивает полностью разряжает аккумулятор меньше, чем за час. Заряжать надетый на голову Glass, конечно, можно, но требует определенной "толстокожести" от владельца. В Гугле эту проблему понимают и пытаются ее решить. Например, последнее обновление прошивки (ХЕ6) сильно улучшило время жизни батарейки. Вопрос в том, что будет, когда будут сделаны все возможные оптимизации по энергопотреблению в прошивке и время жизни Glass от одного заряда упрется в физическое ограничение емкости аккуюлятора. Будет ли достаточно достижимого максимума для комфортной работы в течение дня?

Препятствие второе - возможности

Очевидно, что без привязки к сервисам Гугла Glass был бы просто носимой камерой без голосового управления. И что возможность навигации, голосового управления, голосового набора, хэнгаутов и т.п. превращают Glass в нечто совершенно другое. Вопрос в том, достаточно ли этих возможностей для коммерческого успеха? Думаю, ответ очевиден - нет. Очевиден он и Гуглу. Они как никто понимают важность экосистемы и расширяемого набора возможностей в успехе продукта. Отсюда и выбор Андроида как ОС для Glass (легко портировать существующие приложения со смартфонов), и планы по выуску GDK, и сама программа для разработчиков Glass Explorers, благодаря которой написан этот обзор. За преодоление этого препятствия волноваться, судя по всему, не придется - интерес к Glass среди разработчиков велик. Многие компании, от мала до велика, обявили о том, что начали разработку приложений для Glass. Пожелаем им успеха, так как их успех - это радость нам, пользователям.

Препятствие третье - цена

Цена Glass на данный момент ($1500) доступна только для ну очень преданных энтузиастов или для компаний. В Гугле это понимают и обещают коммерческую версию Glass по цене "сравнимой с ценой на смартфоны". Предположим, что эта цена лежит в районе цен на флагманы ($550-650), что довольно высоковато для несамостоятельного устройства (кто-то может даже назвать Glass "навороченной гарнитурой" и будет недалек от истины), но может вполне оказаться оправданной, если ко временй релиза Glass обзаведется достаточным количеством возможностей и приложений.

Препятствие четвертое (неожиданное) - мода

Да-да, именно мода. В отличие от других образцов носимой электроники (часов, браслетов, и т.п.), Glass - вещь очень заметная и носится на лице. Далеко не каждый согласится носить на лице непонятную выглядящую штуку, да еще разговаривать с ней. Одно дело, когда приятель-гик тебе ее показывает, и совсем другое дело - когда ты сам носишь такое на улице и все на тебя пялятся. И если для часов быть напичканными электронными фичами - это круто и привычно (уже много лет как), то то же самое для очков - пока еще в диковинку. И стоят ли эти фичи риска выглядеть глупо в глазах посторонних людей - вопрос, который многие себе зададут, прежде чем покупать себе Glass. Среди всех препятствий на пути Glass к успеху это, пожалуй, самое трудное. Остальные по своей природе более контролируемые, их можно решить людскими ресурсами и/или деньгами. А вот мода и людские наклонности - это вещи довольно неконтролируемые. Законодателем моды быть очень сложно. Гугл пытается сделать хоть что-то для того, чтобы вид людей в Glass стал привычным (и даже притягательным) обывательскому глазу - публикуются красивые "глянцевые" фотографии моделей носящих Glass, Glass появляется в популярных передачах на телевидении, на улицах больших городов все чаще встречаются люди в Glass. Но успеха это не гарантирует, хоть и помогает. И одна успешная пародия или глупая фотография может свести на нет все успехи пиар кампании и превратить восприятие Glass из "стильно" в "глупо".

Судя по тому, как развиваются события сейчас, у Glass есть реальные шансы на коммерческий успех. Может, не у всех, но точно у молодых технически подкованных. Родителям дети Glass дарить будут вряд ли, но вот наоборот - вполне возможно. Тем более, что за ними стоит мощь Гугл и личная заинтересованность Сергея Брина. Но даже если Glass не станет мейнстримом, он станет искрой революции в восприятии носимых компьютеров - после него идея носимого на голове компьютера уже не будет нечто из ряда вон выходящим.

Об авторе: Иззат Бахадыров (@oshpaz) Кандидат технических наук, программист, изобретатель. Работаю инженером в исследовательком отделе Samsung Mobile. Пишу в основном под Андроид. С собой ношу как минимум три разных устройства на минимум двух мобильных ОС, которыми пользуюсь ежедневно.

Читать далее