Магазин

Как пишут «Ведомости», около десятка российских дистрибуторов электронной техники подписали хартию о переходе на прозрачные схемы ввоза товаров. Об этом изданию сообщил Николай Комлев, президент Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ). Известно, что документ подписан компаниями «Ланит» (бренды diHouse, «Треолан» и CompTek), OCS Distribution, «Марвел-дистрибуция» и другими.

По данным Федеральной налоговой службы (ФНС), из-за поставок «серого» товара бюджет РФ ежегодно недополучает несколько миллиардов рублей. Объем импорта в обход ведомства оценивается в 5-15% от всей ввозимой в Россию электроники.

АПКИТ предлагает создать список компаний, которые обязуются ввозить в Россию технику исключительно прозрачными схемами. Предполагается, что в компаниях, которые откажутся от включения в этот список, будут чаще проводиться налоговые проверки. Ассоциация будет принимать жалобы на нарушителей правил ввоза товаров и сможет воздействовать на недобросовестных дистрибуторов. По мнению президента OCS Distribution Алексея Калинина, большие игроки поведут за собой остальных и рынок самоорганизуется.

Одна из крупных компаний уже столкнулась с просьбой ФНС упростить схему импорта. Как сообщает ее руководитель, представители налоговой службы показали карту, где была нарисована цепочка фирм, через которые шли поставки товара. Одна из этих фирм не платила НДС, а затем цена восстанавливалась в рознице. В результате дистрибутору были доначислены налоги в размере более миллиарда рублей.

При легальном импорте компания обязана уплачивать НДС 18% и таможенный сбор, который для смартфонов составляет 5%. В случае с товаром, пересекающим границы РФ незаконно, эти сборы не уплачиваются, но дистрибуторам приходится платить взятки. По мнению участников рынка, после отказа от «серых» схем стоимость товаров в магазинах вырастет незначительно или вовсе останется прежней, поскольку исчезнет коррупционная составляющая, а дистрибуторам, чтобы выдержать конкуренцию, придется уменьшить свою маржу до среднего по рынку значения. Если у АПКИТ получится «обелить» российский рынок электроники, аналогичная схема будет распространяться на другие рынки, прежде всего на фармацевтический и ювелирный.

Попытки навести порядок на российском рынке электроники предпринимались и раньше. Так, год назад президент «М.Видео» Александр Тынкован предложил привлечь компанию «Яндекс» к ответственности за создание площадки, на которой торгуют контрафактной продукцией.

Мы получили комментарий от представителя магазина AppleJesus.ru:

Если белые импортеры решили стать еще белее и попытаться в связи с этим ******* [наказать] тех, кто не решил, ну ок, посмотрим, что из этого получится. Контрабандистов это вряд ли сильно коснется, как и тех, кто не импортирует товар, а просто продает. В общем, поживем  увидим, подобные попытки структуризации рынка декларируются достаточно часто но с моей колокольни не видно, чтоб это всерьез работало. Плюс цены, конечно, вырастут. Достаточно странно совершать подобные движения в момент падения покупательской способности, но видимо, компаниям, это затеявшим, просто хочется отбить себе больший кусок рынка, заручившись государственной поддержкой.