Sony опубликовала отчет о заработках в 2014 фискальном году, который у нее завершился в марте. Компания получила выручку в размере 8,2 триллиона йен (68,5 миллиардов долларов), а операционная прибыль составила 68,5 миллиардов йен или 571 миллион долларов. Sony продала за прошедший год 39,1 миллиона смартфонов, столько же, сколько годом ранее. Тем не менее, собственные прогнозы Sony на 2015 год неутешительны — компания ожидает спад продаж смартфонов до 30 миллионов штук, то есть на 23 процента. Возможно, это связано с уменьшением числа выпускаемых моделей и фокусировании на более дорогих и прибыльных флагманских устройствах.
Бизнес смартфонов для Sony не основной. Большую часть денег компания получает от подразделения Devices, которое занимается выпуском сенсоров для камер. Эти сенсоры покупает Apple, Samsung и множество других производителей, в том числе из Китая. За год выручка этого подразделения выросла на 16,5%, а операционная прибыль на 36%. Неплохие деньги Sony получает от производства фильмов, а также от продаж игр и игровых приставок.
Мобильное подразделение последние пару лет приносит Sony только убытки. В этом году по прогнозам компании его выручка упадет на 7,1%, что выльется в чистый убыток 39 миллиардов йен. Бренд Xperia теряет былую привлекательность как для потребителей, так и для самой компании, поэтому Sony вполне может решиться на отважный шаг и продаст его кому-нибудь, как год назад продала бренд VAIO и бизнес по производству компьютеров.
У Sony есть и другие бренды и все они намного сильнее, чем Xperia — камеры Alpha оснащены одними из самых передовых в мире сенсоров, а на плеерах Walkman и телевизорах Bravia держится вся айдентика Sony, без них компания утратит свои корни и очарование.
Компаниям не из Купертино и Южной Кореи приходится очень сложно на рынке смартфонов и сотовых телефонов, из этого бизнеса уже ушло немало гигантов: Nokia, Siemens, NEC, Panasonic. Все они поняли, что в потребительском сегменте рынка им делать нечего и сосредоточились на корпоративных сделках. Компания Philips продала свой бренд китайцам, которые почти не делают попыток пробиться на рынок популярных или топовых устройств. Sony создает прекрасные продукты — качественные, высокотехнологичные, безупречные. Эти качества ценят партнеры Sony, закупающие у нее электронные компоненты, но перестали ценить потребители. В смартфонном бизнесе Sony добилась всего, на что была способна, но захотим ли мы смотреть на увядание Xperia?
Сейчас важна не столько начинка устройств (хотя она важна), сколько их уникальность. Примеров пока немного: Samsung выпустила смартфон Galaxy S6 Edge в металлическом корпусе, покрытым стеклом, с закругленным экраном — его сметают с прилавков так, что компании даже пришлось запустить новую фабрику, чтобы удовлетворить спрос. LG представила смартфон в корпусе из натуральной кожи и тоже надеется на рекордные продажи. Сможет Sony придумать что-то подобное? Судя по тому, каким получился Xperia Z4, никаких свежих идей у японской компании больше нет.
Sony стоит ответить самой себе на простой вопрос — а нужны ли людям ее смартфоны?