Материал подготовлен совместно Директором образовательных программ по игровой индустрии в Высшей школе бизнес-информатики НИУ ВШЭ Уточкиным Вячеславом, Исполнительным директором AVRA (Ассоциация дополненной и виртуальной реальности) Филатовой Екатериной и участницей образовательной программы ВШБИ «Менеджмент игровых и интернет-проектов» Викторией Беляевой.

В наших предыдущих работах мы уже рассказывали подробно о виртуальной реальности. С различиями VR, AR и MR можно ознакомиться в первой статье, прочитать про AR и устройства для дополненной реальности можно во второй статье, а узнать про сферу применения AR можно здесь.

В этой статье мы расскажем про смешанную реальность, чем она отличается от других типов, поговорим про устройства смешанной реальности и сферы ее применения.

Дети радуются виртуальному морскому коньку

Смешанная реальность (mixed reality), иногда называемая гибридной или дополненной виртуальностью, представляет из себя смешение реальной и виртуальной реальностей, когда правдоподобные виртуальные объекты накладываются на привычную нам окружающую среду. При этом глубина погружения у виртуальной реальности выше, чем у дополненной реальности, которая не меняет человеческого виденья окружающего мира и его восприятия, а лишь дополняет реальный мир искусственными элементами и новой информацией. К примеру, отображение на экране очков/шлема скорости движения, маршрута и текстовых сообщений — это дополненная реальность, а плывущий по реальному спортивному залу кит, который виден только при одевании специального устройства - это уже смешанная реальность.

Дополненный кит

Грань между дополненной реальностью и смешанной реальностью очень тонкая, есть сильное мнение, что такого понятия как смешанная реальность вообще не существует и для всех устройств с глубиной погружения менее 100% применимо понятие только дополненной реальности.

Однако в последнее время в прессе и в публичных высказываниях известных людей все чаще встречается упоминание именно смешанной реальности, поэтому для обозначения этого понятия мы условно разделяем дополненную и смешанную реальности по глубине погружения, где дополненная реальность — это дополнение реальности примерно 25% процентами новой информации, а смешанная реальность — это микс реальности с виртуальностью  более, чем на 25%. Смешанная реальность — это более глубокий уровень дополненной реальности, где больше цифровых объектов.

Устройства

Говоря о смешанной реальности, на ум сразу приходит HoloLens от Microsoft.

О разработке HoloLens было объявлено несколько лет назад, а в январе 2015 года компания потрясла присутствовавших на выставке E3 невиданными возможностями - управление целым уровнем Minecraft прямо на столе. В продажу устройство поступает 30-го марта 2016 года по нешуточной цене $3000. Работает оно на базе Windows 10. В режиме смешанной реальности можно будет использовать любые универсальные приложения, разработанные для Windows 10.  Стоит отметить, что несмотря на яркие презентации игр устройство позиционируется отнюдь не как игровая платформа.  HoloLens имеет больше применений в бизнесе, обучении, медицине и даже в освоении космоса. Уже сейчас устройство HoloLens находится на МКС и его тестируют астронавты. На сайте Hololens можно посмотреть список общедоступных для устройства приложений, а тем, кто хочет эти приложения разрабатывать, можно получить необходимую документацию и API.

HoloLens в действии

Impression Pi — еще одно устройство, сочетающее в себе элементы виртуальной и дополненной реальностей и являющееся чем-то средним между шлемом и очками.

Технология отслеживания жестов позволяет носителю Impression Pi не только погрузиться в виртуальный мир, но также и взаимодействовать с цифровыми элементами посредством жестикуляции — двигая или перелистывая объекты. Таким образом, пользователь сможет взаимодействовать с объектами и видеть свои же руки в образе 3D моделей. Помимо этого Impression Pi будет считывать окружение, и отслеживать позицию носителя относительно объектов в комнате.

Impression.Pi

Magic leap — проект такой же загадочный и магический, как и само название. Разработчики пока не представили публике само устройство, однако выложили несколько видео, снятых с помощью Magic leap, на одном из которых можно увидеть улыбающегося робота под офисным столом, а на втором сотрудника компании стреляющего в злобных роботов, врывающихся в офис. По заявлениям создателей, устройство заменит пользователям ПК и смартфоны. К настоящему моменту инвестиции в Magic leap исчисляются в миллиардах долларов.

Возможности Magic Leap

Sulon Q — устройство на базе AMD дебютировавшее на GDC 2016. Как сообщает разработчик, данная гарнитура «совмещает в себе технологию машинного зрения вместе с компьютером смешанной реальности» и сможет обеспечить «отслеживание окружающей среды в реальном времени, слияние виртуальной и дополненной реальностей, и распознавание жестов». Sulon утверждает, что её новая гарнитура обеспечивает пользователям «пространственный компьютинг» в среде Windows 10 — фактически, то, для чего разрабатываются и HoloLens. Выход Sulon Q намечен на конец весны 2016 года.

Sulon Q

Meta 2 — еще один родственник HoloLens и Magic Leap. Производители не позиционируют устройство в рамках технологии смешанной реальности, называя Meta 2 очками дополненной реальности. Очки подключаются к компьютеру вместо монитора, визуализируют двухмерные и трёхмерные данные перед вами подобно голограммамам, которые можно привязать к определённому месту в окружающем пространстве, а управление осуществляется с помощью привычных мыши и клавиатуры, жестами рук (как на смартфоне, только движения считываются в трёх измерениях), через движения пользователя (в очки встроены датчики положения) и голосом.

Meta 2 делает мир еще реальнее

Устройства смешанной реальности направлены на то, чтобы привнести в наш обыденный мир кусочек виртуальности и обеспечить взаимодействие с цифровыми элементами, как если бы они были реальными объектами.

Многие аналитики считают, что устройствам смешанной реальности гораздо проще будет найти свое место на сегодняшнем рынке ввиду более простой реализации и восприятия. Смешанная реальность не требует полного погружения пользователя, а также позволяет взаимодействовать с реальной средой.

Сферы применения

Смешанная реальность находит свое применение в совершенно разных сферах нашей жизни.

  • Военное дело

Проведение боевых тренировок в различных условиях местности. При этом не надо будет никуда специально летать.Также имеются широкие возможности для операторов боевой техники.

  • Спорт

Виртуальные объекты раскрывают совершенно новый подход к спортивным тренировкам, а носимые гаджеты позволяют отображать физическое состояние спортсменов.

  • Игры

Игры для смешанной реальности без сомнений открывают совершенно новый рынок в области геймдева.

  • Медицина

Смешанная реальность позволит гораздо надежнее и безопаснее проводить обследования и сложные хирургические операции.

  • Ритейл

Продажи товаров он-лайн перейдут на новый уровень с возможностями “пощупать” в 3D модели приобретаемые вещи.

Также прогнозируют огромное влияние смешанной реальности и на другие сферы, такие как образование, архитектура, бизнес коммуникации.

Практическое применение совмещенной реальности в бизнесе

Сама по себе смешанная реальность не является отдельной технологией — это лишь термин, используемый для обозначения смешения виртуальных и реальных объектов обоих миров. Сейчас это понятие используется скорее маркетологами для более выгодного позиционирования обозначенных выше продуктов.