Инвестиции в идеи — будущее такиз гигантов как Facebook

Нашумевшая сделка между Facebook и Oculus стала поводом обширных обсуждений в сети. Один из самых успешных краудфандинговых проектов за всю историю Kickstarter ушел в небо как офицеры в известной песне.

Осенью 2012 года перспективному проекту, в основе которого лежала маска виртуальной реальности, удалось выручить более двух миллионов долларов на запуск производства и развитие бизнеса. То, во что тысячи независимых инвесторов поверили, вложив собственные средства, стало суровой реальностью спустя почти два года.

Позиция наивного покупателя маски, который вложил собственные 300 долларов в Oculus понятна: он поверил в компанию, в грядущий успех, захотел обладать ее продуктом, а теперь эти наглецы умудрились продаться, черт возьми, социальной сети! Конечно же он негодует. Несмотря на то, что он поверил, на то, что стал инвестором, ему не достанется ни цента от слияния Facebook и Oculus. С позиции последних все вполне справедливо: каждый инвестор получил то, за что заплатил. Качай себе демки и игры для маски и радуйся новым технологиям.

Однако у каждого своя правда. Этого парня больше других огорчила сделка. Я почти уверен в том, что он удалил из закладок страницу Kickstarter, окончательно разочаровавшись в справедливости. Теперь блуждать по сайту в поисках других революционных проектов он будет реже. Конечно же ему не обещали золотые горы, а всего лишь маску. Однако глубоко внутри он рассержен. Это как всю жизнь писать статьи на Википедию, а потом из-за прихоти основателей энциклопедии, которые вдруг решат сделать ее коммерческой, получить письмо от Джимми Уэйлса с благодарностью за труды и виртуальными обнимашками.

Ситуация с Oculus стала показательной. Компания, основанная благодаря личным инвестициям независимых вкладчиков, стала по-настоящему успешной и теперь таким вкладчикам стоит быть осторожными в своих желаниях. Им никто не обещал процент. Они получили то, за что заплатили, однако это не поможет справиться с тем разочарованием, которое многие из них наверняка испытывают.

По словам исполнительного директора британской краудфандинговой платформы Seedrs Джефа Лина, желающие иметь процент должны вкладываться в долю компании, а не в ее продукты. Вложи тот парень 300 долларов в активы Oculus, а не в маску, сегодня его выручка от сделки составила бы все 20 тысяч долларов — вполне достаточно, чтобы начать собственное дело.

Показательность этой ситуации актуальна не только для вкладчиков. Теперь Kickstarter немного изменит профиль. Нет, суть его не поменяется, однако отношение к проектам, развивающимся с помощью независимых инвесторов вряд ли останется прежним. Крупные компании, такие как Facebook или Google — чемпион по количеству уничтоженных проектов, теперь расценивают Kickstarter не иначе как биржу труда, рынок, на котором можно купить пару кило идей по смешной цене. Начинающие свой бизнес разработчики в девяти случаях из десяти выберут Kickstarter или аналогичную платформу, ведь шансов оказаться замеченным теперь будет куда больше.

Позиция двух сторон более чем ясна. Но как быть третьей стороне — тем, благодаря кому вся эта система существует? Очень просто. Для независимых вкладчиков ничего не изменится. Хотите получить продукт? Платите за него, помогая тем самым проекту. Видите в нем потенциал и полагаете, что следующим, кто его заметит будет гигант из первой десятки крупнейших компаний Forbes? Тогда прислушайтесь к совету Джефа Лина и, возможно, вы окажетесь в числе тех, кто рад очередному громкому поглощению.


По материалам forbes.com

Читать далее