VR

Преподаватель Колумбийского университета и инвестор Джерри Ньюманн посоветовал не вкладывать деньги в виртуальную реальность. По его словам, гораздо перспективнее проекты, связанные с дополненной реальностью. Свои доводы он обосновал через сайт Re/code.

По словам Ньюмана, каждому источнику информации для работы требуется пять важных составляющих: сам носитель, материал, возможность распространения информации, монетизация и обнаружение нового материала. Носителем является способ подачи материала (для газеты — бумага, для сайтов — интернет и так далее). Распространением следует считать способ получения носителя пользователем (к примеру, для звукозапывающих компаний способом распространения являются онлайн-площадки вроде iTunes). Каждый элемент в этой модели имеет собственную экономическую составляющую, а успех вложения денег зависит от того, во что именно они вложены — одни компоненты будут убыточными, а другие смогут приносить прибыль.

В случае с виртуальной реальностью наиболее ценным элементом является контент. Стоимость создания контента будет высокой — затраты на него окажутся выше, чем на распространение и обнаружение. Для компенсации этих расходов потребуется большое количество потребителей, поэтому стоимость VR-гарнитур должна быть низкой. Их продажи на первых порах могут субсидироваться производителями или издателями контента. При этом наиболее затратный контент будет производиться единичными компаниями (как в случае с фильмами, музыкой и приставочными играми). Это означает, что материал для VR-гарнитур будет сосредоточен в руках нескольких крупных игроков из смежных сфер (например, у компании EA, полагает Ньюман). Такие компании неохотно делятся доходами с инвесторами, предпочитая вкладывать заработанные деньги в собственное развитие и поглощение конкурентов.

AR

В сфере дополненной реальности ситуация будет другой. Стоимость создания качественного AR-контента (как показал опыт Pokemon GO) будет невысокой, поскольку пользователи AR-проектов более неоднородны. Ни один из элементов экономической цепочки не будет доминировать. На пике своего развития дополненная реальность будет похожа на интернет — интересный контент и средства его потребления будут появляться и исчезать, но монополисты на этом рынке не смогут появиться. Это приведёт к появлению разнообразных материалов, способных удовлетворить любые потребности клиентов. В глазах потребителей контент дополненной реальности будет более ценным, чем виртуальной.

В результате производители AR-контента и AR-гарнитур будут получать больше прибыли и захотят привлекать инвестиции на разработку новых проектов. Джерри Ньюманн делает вывод, что в долгосрочной перспективе вложения в виртуальную реальность не окупятся, а рынок дополненной реальности благодарно отнесётся к новым инвестициям.

Основное отличие между виртуальной и дополненной реальностями заключается в том, что в первом случае весь контент генерируется в замкнутом пространстве (в VR-гарнитуре), и пользователь видит только его. В дополненной реальности сгенерированный компьютером контент подмешивается к объектам реального мира с помощью фотокамеры и разных сенсоров.
Читать далее