23 года назад появился amazon.com. Джеффри Безос изучил 20 самых популярных товаров в США, побывал на лос-анджелесской книжной конвенции и первым начал продавать книги через интернет. Сайт продавал книги, потому что американцы чаще всего пересылали их по почте. К 2006 году ассортимент увеличится на десятки тысяч позиций, а оборот магазина превысит 10 миллиардов долларов и сделает его крупнейшей в мире торговой онлайн-площадкой.
В 2017 году Amazon – самый большой в мире онлайн-магазин, 180 тысяч сотрудников в штате, доставка товаров беспилотниками и одна из крупнейших в мире платформ облачных сервисов. Если вы слышали что-то про торговлю, то это почти наверняка придумали в Amazon.
Хотя компания существует уже более двадцати лет и пик развития интернета, кажется, пройден, Amazon есть куда развиваться. К концу 2016 года интернетом пользовались больше 4 миллиардов человек. Мобильные сети и широкополосной доступ стремительно развиваются и приносят Amazon новых клиентов. Amazon как Google: компания заинтересована в распространении интернета, ведь чем больше людей выходят в сеть, тем больше продажи у Amazon. Продажи планетарных масштабов.
Джеффри Безос понимает это и потому Amazon в конце 2016 года открыла первый розничный офлайн-магазин – Amazon Go. От простого магазина здесь остались полки с товарами: кассиров, очередей и недовольных покупателей здесь нет. Покупатель приходит в магазин, выбирает нужное, сканирует штрихкод каждого товара, наполняя виртуальную корзину и уходит из магазина. Деньги за покупки списываются с карты. Первый магазин открылся в Сиэтле – поближе к штаб-квартире Amazon. Такой магазин с реальными покупками через виртуальную систему – будущее розничной торговли.
По данным BloomReach 9 из 10 американцев проверяют товар на Amazon, даже если нашли его в другом магазине. Amazon стал стандартом для покупателей в США. 55% из них используют сайт как поисковик. Непосредственно на поисковики приходится лишь 28% запросов в 2016 году. Поэтому в 2014 году Google называла Amazon главным конкурентом. Сайты остальных ритейлеров тоже в упадке. Их доля в 2016 году снизилась с 21% до 16%.
Розничный коллапс, случившийся в 2016 году с магазинами в США подтверждает растущую опасность Amazon для офлайн-торговли. J.C.Penney закрывает от 130 до 140 магазинов, а это 13-14% розничного бизнеса ритейлера. CEO компании Марвин Эллисон назвал рост электронной торговли основной причиной сокращения числа розничных магазинов. Sears Holdings закрывает 150 магазинов – общие потери компании составят около миллиарда долларов. Сюда же добавим популярные в США Macy’s, Office Depot, Abercrombie & Fitch. Все они сокращают присутствие в рознице из-за угрожающего роста онлайн-площадок, в частности Amazon. Некоторые сетевики не переживут таких перемен, если не успеют адаптироваться к изменяющийся ситуации на рынке.
Amazon выбрал верную стратегию развития. Компания лидирует на рынке электронной торговли и влияет на развитие индустрии больше остальных. Магазин стал гарантом для покупателя, а отношение продаж в интернете и офлайн говорит о безоблачном будущем компании. Если за 20 лет развития интернета покупки в сети научились делать меньше 10% пользователей, то стремительно развивающийся на планете интернет и мобильные сети принесут Джеффри Безосу триллионы долларов в ближайшие пять-десять лет. Догоняй, господин Кук.