Почему IT-компании не спешат на автомобильный рынок

Сергей


Беспилотные автомобили Google существуют уже несколько лет, про мифический Apple Car мы слышим слухи на каждом углу уже около года, а на выставке технологий CES автомобильные концерны давно выставляются наравне с технологическими брендами. Кажется, что еще немного и IT-отрасль окончательно сольется с автомобильной, и всем IT-журналистам придется разбираться не в моделях процессоров и технических характеристиках смартфонов, а в устройстве двигателя внутреннего сгорания и их электронных аналогах.


Автомобиль – важная часть жизни любого человека, зачастую определяющая его социальный статус. Попробуйте продолжить предложение «Мой первый ...» и, наверняка, вам в голову придет смартфон, компьютер и автомобиль. Сразу после поцелуя и секса, конечно.  Интимную близость IT-компании вам пока обеспечить не могут – хотя и это вопрос времени – но продать вам ваш первый автомобиль, они явно не отказались бы. Так чего же они ждут?


Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно посмотреть на Tesla Motors, которая вот уже 13 кварталов подряд приносит своему владельцу Илону Маску чистый убыток. Согласно отчетности Tesla, убыток во II квартале 2016 года составил $293,2 млн по сравнению со $184,2 млн за тот же период прошлого года. Машины Tesla популярны в медиа, но спрос на них невелик – сегодня Tesla Motors выпускает всего 2 тыс. автомобилей в неделю, что является каплей в море для автомобильного рынка США.


В чем причина неудач Tesla? Во-первых, компания слишком спешит. Здесь сказываются амбиции её лидера Илона Маска, который хочет все здесь и сейчас, но автомобильный рынок – не то место, где стоит внедрять новые технологии незамедлительно. В отличии от других сфер, создавая автомобиль,производитель обязан думать о жизни человека. Средний срок внедрения любой технологии на этом рынке составляет от трех до пяти лет. Именно поэтому условный Android Auto или CarPlay до сих пор не появились повсеместно. Автомобильным концернам надо тщательно отследить не скажется ли новая мультимедийная система на безопасности водителя, протестировав различные сценарии поведения на дороге.

За последние несколько месяцев автомобили Tesla несколько раз попадали в аварии по вине встроенного автопилота. Некоторые случаи закончились смертью водителя. Все это говорит о том, что система недостаточно протестирована, и вряд ли много людей захочет стать самостоятельно его бета-тестером, рискую своей жизнью. Представьте заголовок «Автопилот Google убил водителя в Лос-Анджелесе », как это скажется на акциях компании и доверии к ней? Google старается быть розовым слоником в глазах потребителей, а не безответственным убийцей, поэтому мы будет читать про автопилоты компании в лабораториях Google X еще лет десять, прежде чем реально увидим их на дороге. Никто не хочет рисковать своей репутацией на новом рынке, ставя под удар существующие продукты.


Вторая трудность для Tesla – современная энергетика, которая целиком и полностью зависит от сырья. Компания Илона Маска делает большое дело для всего человечества, продвигая идеологию электрокаров в массы, но получается у них это пока со скрипом. Пройдет еще очень много времени, прежде чем люди откажутся от бензиновых или дизельных двигателей, в угоду экологии. К тому же, экономически это пока неоправданно.

Для сравнения, зеленая энергетика лишь недавно смогла обогнать традиционную атомную и угольную промышленность, став дешевле и эффективней, хотя про красивые ветряки, крутящиеся на зеленых холмах, и солнечные батареи мы слышим уже давно. К 2030 году Европа будет получать лишь 7% энергии от ветряных установок, поэтому Газпрому и другим сырьевым корпорациями в ближайшем будущем можно не сильно переживать за свой бизнес.


Если вы регулярно следите за презентациями Apple и Google, то наверняка знаете, что они много времени в своих выступлениях уделяют тому насколько их продукты соответствуют всем экологическим нормам и состоят из перерабатываемого сырья, дата-центры питаются исключительно источниками возобновляемой энергии, а на лужайках перед их офисами пасутся олени.

Представить, что компании выпустят автомобиль на бензиновом двигателе просто невозможно – заботясь об экологии, корпорации не только выставляют себя в хорошем свете в глазах общества, но и получают существенные налоговые льготы.

Личный автомобиль – это не Apple Watch, которые нужно заряжать раз в день. Пока не будет изобретено решение, обеспечивающее достойную автономность для электрокаров и не будет продумана централизованная система для их повсеместной зарядки, выходить на новый для себя рынок никто не будет.


Война IT-корпораций не автомобильном рынке это то, что мы будем наблюдать уже в следующем десятилетии, пока на очереди виртуальная реальность и умный дом. По данным WCJ Apple не выпустит свой автомобиль раньше 2020 года, поэтому у Tesla есть еще минимум несколько лет, чтобы попытаться стать монополистом на этом рынке.

Но самое интересное во всей этой истории – как поведут себя автомобильные концерны. BMW и Mercedes явно без боя не отдадут домашний для себя рынок. Они, в отличие от IT-компаний, не любят громко анонсировать технологии надо которыми работают – промышленный шпионаж в этой сфере существовал задолго до появления первого iPhone, держать язык за зубами здесь любят и умеют. Другое дело, что в десятке самых дорогих компаний в мире, первые три места занимают Apple, Google и Microsoft. При необходимости, они могут просто поглотить конкурентов. Это уже происходит, буквально сегодня Bloomberg сообщил, что Samsung нацелился на покупку одного из подразделений Fiat, отвечающего за создание внутренних систем управления автомобиля. Но все это выглядит пока, как прощупывание почвы и инвестиции в далекое будущее, чем скорый анонс готовых продуктов.

Поэтому придется немного подождать с новостями о том, как прошить свой Galaxy Car и накатить новую бету на Apple-мобиль.

15

Рекомендации

Рекомендации

Будь в курсе последних новостей из мира гаджетов и технологий

Мы в соцсетях

Комментарии

+3
IOS 10 beta 3 публичный вышел, к слову...
4 августа 2016 в 18:02
#
+105
Вчера ещё был... Почему об этом не пишут?
4 августа 2016 в 20:18
#
GSmirnov
+594
Да да да. Beta 3.
Через 2 часа отключил звуки клавиш. Вынос мозга.
4 августа 2016 в 19:52
#
GSmirnov
+594
А звук "спец. клавиш" остался. Интересно. Они это побеждать будут? Или такой бред останется?
4 августа 2016 в 19:54
#
+19
а статья-то хорошая
4 августа 2016 в 20:53
#
Ghost
+397
Хорошая статья,+автору.
4 августа 2016 в 22:56
#
KONSTANTINOS
+208
Подождём следующего десятилетия.
5 августа 2016 в 07:38
#
+66
Делать выводы о том, что Тесла неуспешное предприятие на основании того, что у них есть убытки — непрофессионально. А делать выводы на этом ошибочном предположении вдвойне непрофессионально. Как думаете, каким образом купили Solar city с убытками то ?
5 августа 2016 в 09:14
#
Сергей Епихин
+138
13 кварталов подряд приносит своему владельцу Илону Маску чистый убыток (c)

Успешное мероприятие приносит деньги)
5 августа 2016 в 11:08
#
babdima
+676
Год назад смотрел про завод на National Geographic большой фильм. Большая территория завода пустовала и ждала своего часа. Не думаю, что такие нюансы учитываются при подсчёте доходов. Потом будет выстрел, в чем я уверен, человек смотрит в далекое будущее и это называется "Длинные деньги".
Шашлычная Вазгена приносит быстрые деньги ;) Кому, что нравится ...
5 августа 2016 в 19:44
#
0
Стоит разделить прибыльность или убытычность на четыре главных направления Tesla. Это Model S, Model X фабрика по производству акумуляторов и Model 3.
Model S давно продается и явно не в убыток. Так как с продаж этой модели Tesla вернула государственные займы.
Производство Model X пока не вышло на те же масштабы, что и Model S. То есть с ней возможны убытки из-за вложений в расширения производственных линий и небольшого уровня продаж (при большом количестве предоплаченных заказов).
Фабрика по производству акумуляторов только строится и запустилась пока на 14% — то есть это по сути тестовый режим. Вполне нормально, что эта фабрика еще не вышла на уровень безубыточности.
Model 3 — сейчас это вложения в НИОКР (R&D), а также будущие вложения в развертывание производства.
Также Илон заявлял, что основная цель Tesla — это Model 3. То есть только когда начнется продаваться эта модель, производитель должен пройти точку безубыточности.
Еще есть программа развертывания серии электрозаправок по миру, которую непонятно как оценить с точки зрения прибыльности не зная внутренних процессов компании.
Так что у Tesla совсем не такая ситуация, когда они вложились в какую-то новую модель, а ее никто не покупает, как было у других традиционных производителей автомобилей, на пример у Chrysler. Или делали что-то инновационное, но доделать не смогли, как какой-нибудь стартап с Kickstarter.
8 августа 2016 в 01:20
#
+122
Самое главное-для ежегодного техоблуживания,электрокар должен быть доставлен в амстердам...если выпустят авто за 35 тыс $(которые уже все выкупили по предзаказу) и откроют станции в каждой столице в пределах 300 км-спрос превысит традиционные авто с бензином
5 августа 2016 в 10:48
#
+777
За исключением холодной России
6 августа 2016 в 11:07
#
–21
В отличиЕ от...
9 августа 2016 в 15:04
#

Читайте также