Я купил первый iPhone в 2008 году. Увидел картинку в интернете, простое изображение iPhone 3G. Влюбился в дизайн и сказал себе, что хочу такой телефон. Не знал ни цены, ни технических характеристик, повелся на дизайн, спасибо Джони Айву. Долго не думал, пошел и купил. Отдал всю выпускную стипендию из колледжа. За что отдал, понял не сразу.
Да, компьютеры за эти годы никуда не делись, но мы не научились делать на них ничего нового за последние десять лет: браузинг, почта, кино и игры. Ну и компьютер не положишь в карман.
Покойный Стив в 2011 году представил iCloud, объяснил, что за такими сервисами будущее. Центром вашей медиавселенной всегда был компьютер. К нему подключались iPhone, iPod, камера с фотографиями и видео. С iCloud концепция менялась. Компьютер становился устройством, как планшет или смартфон. Цифровой хаб, как его назвал Стив, перемещался в облако. Вся информация теперь сохранялась там и оттуда попадала в ваши устройства. iCloud стал центром экосистемы Apple. Со временем похожие сервисы появились у конкурентов Apple. Жаль, что ими никто не пользуется.
Но iCloud это лирическое отступление, пример. Покупатель в магазине смотрит не на частоту процессора или гигабайты оперативной памяти. Важнее яркий экран и приятный дизайн. Но выбирая тот или иной гаджет, покупатель не сталкивавшийся с ними раньше, обречен на использование прилагаемых сервисов: магазин приложений, стриминг музыки, картографический сервис, программы для планирования дня и прочее. Заранее понять как это будет работать невозможно. Производители понимают, что сервисы это приток клиентов. Вместе с качеством предоставляемых услуг растет и число их пользователей. Желающих купить смартфон, в котором сервисы работают стабильно, растет. Хорошие, удобные сервисы улучшаются и упрощаются — устройств продается больше.
Тот пользователь, у которого уже есть смартфон, сравнивает. Покупка совершится после сравнения сервисов на устройствах. Сервис это услуга. Я заказал завтраки в том приложении, потому что ребята с доставки дружелюбные и в прошлый раз пожелали мне хорошего вечера. А в то кафе, где мы с девушкой ужинали на прошлой неделе, мы не пойдем: меню несли 10 минут, а заказ пришлось ждать больше часа. Но мне советовали другое кафе. Там дороже, но ждешь не так долго и приносят аперитив.
Вчера говорил с человеком, который купил Mac. Потратил 90 тысяч рублей на компьютер, который будет работать, не отвлекая пользователя от дел. Его секретарь написала заявление на увольнение. Знаете почему? Из-за вирусов на Windows. Он понял, что найти хорошего секретаря сложнее, чем купить компьютер, который решит проблему, а не создаст. Заявление он не принял.
Прогресс за десять лет понятен. Дальше — больше. Внедрение сервисов продолжится. Сегодня перед сном я записываю в телефон список дел на завтра. Или прошу об этом Siri. В будущем завтраки мне будут доставлять дроны, а не люди. Искусственный интеллект в умном доме сам спросит о делах на завтра. Я расскажу ему о походе к врачу после обеда как товарищу, а он мне напомнит.
Человек движется к снятию с себя обязательств. Победит производитель, сервисы которого станут проще и понятнее. Они будут логичны после первого прикосновения, слова или жеста. И еще интерфейсы. Интерфейс как дизайн: чем меньше, тем лучше. 20 лет назад сенсорный экран в смартфоне казался фантастикой. Сегодня это обычное дело. На замену сенсорным экранам приходят жесты и голосовое управление. Пока не спешат, но переломный момент настанет. Этот коктейль из простого интерфейса и логичного сервиса совершит революцию во взаимодействии человека с техникой.