Первого декабря, пока весь мир боролся со СПИДом в России завершилась нелегкая, но чуть менее важная в мировых масштабах, война. Операторы боролись с правительством, представляющим интересы простых пользователей, за смену поставщика услуг связи без необходимости менять привычный номер, что в обиходе назвали отменой «мобильного рабства». Формально в России услуга MNP (Mobile number portability) начала действовать с первого декабря, однако чуть раньше, в пятницу Дмитрий Медведев подписал постановление, что оператор, к которому переходит абонент, может сам решить, когда начинать оказывать ему услуги связи. Все дело в том, что техническая реализация процедуры очень сложна, особенно в условиях российских реалий, так что поставщики услуг не в полной мере готовы к работе с новыми абонентами.
Обратиться с письменным заявлением о смене оператора абоненты могут уже сейчас, но услуга будет оказана через неопределенный промежуток времени не позднее 15 апреля 2014 года. Такой срок на финальную подготовку операторам выделило правительство, а после середины весны на смену сотовой компании должно уходить не более восьми дней. Впрочем операторы, по крайней мере представители «большой тройки», не собираются затягивать с переходами. Заявления принимаются уже сейчас, но представители компаний крайне не рекомендуют это делать. Интереса ради можно поэкспериментировать с запасными «симками», но более-менее прилично услуги будут оказываться со второй недели декабря, и то лишь у «Билайна», «Мегафон» и МТС подтянутся позже — ко второй половине января. До этого момента можно написать заявление и получить конверт с новой SIM-картой. Об ее работоспособности абонента известят позже, как только все будет готово.
Не стоит забывать, что полноценная работа услуги MNP будет возможна лишь тогда, когда все операторы будут к ней готовы. А кроме того, перестроиться должны поставщики контента и информационных услуг, например банковские сервисы, которые могут работать не корректно после смены оператора. Компании, представляющие услуги связи об этом уже сейчас предупреждают абонентов: могут быть проблемы с корректностью прохождения звонков, доставки сообщений, работы мобильного интернета, контент-сервисов и роуминга. Также возможны проблемы с правильной тарификацией внутрисетевых звонков после смены оператора.
Если говорить об MNP сейчас, то лучше не торопиться. Возможно, многие захотят как можно скорее кинуться в салоны сотовой связи отказываться от услуг ненавистного оператора, но лучше сделать это в начале нового года, в идеале — после 15 апреля. Тогда можно быть уверенным, что большинство первоначальных сложностей с новой процедурой будет устранено, а недостатки предыдущего оператора не покажутся детскими шалостями по сравнению с проблемами из-за использования MNP.
На рынке мобильной связи в целом, вряд ли стоит ждать существенных изменений в расстановке сил. Операторы ожидают отток абонентов в районе нескольких единиц процентов, но он будет компенсирован новыми пользователями, пришедшими от конкурентов. Как известно, за соседским забором трава зеленей. Намного важнее для операторов будет сохранение корпоративных пользователей и статусных клиентов — для них начнут появляться особые предложения и операторы устроят конкурентную борьбу.