А вы знаете как в последние годы продаются компьютеры компании Apple? Неважно. Да, конечно же такую стагнацию смело можно списывать на общее падение темпов развития рынка и его перенасыщение, однако раз уж мы говорим о компьютерах Apple, в частности ноутбуках, то стоит отметить один важный момент: их дизайн не изменялся пять лет.
История современного MacBook Pro началась осенью 2008 года. Тогда Apple представила линейку пятнадцатидюймовых «прошек» с обновленным дизайном. Тренашки тоже обновились, однако приставка «Pro» к новым unibody-«макбукам» добавится только в следующем году.
На тот момент дизайн новых компьютеров был совершенством. Особенно остро обновление ощущалось при сопоставлении новых компьютеров со старыми. Сегодня те алюминиевые старички выглядят словно неандертальцы — настолько устаревшим казался их внешний вид.
Новая эпоха профессиональных портативных компьютеров Apple связана именно с этим дизайном. Со дня появления первой модели в unibody-корпусе пройдет около двух лет и конкуренты Apple на компьютерном рынке начнут заимствовать особенности «прошек». На начальном этапе это будет получаться не очень хорошо. Одним из примеров может быть MSI X-slim X600 — по тем временам, а это 2009 год, тонкий ноутбук, с особо не выделяющимися характеристиками. Однако отличить от других его можно без проблем — он будет напоминать MacBook Pro. В одном из обзоров на Mashable его справедливо сравнят с «прошкой», сопоставив некоторые отдельные черты компьютера, сочетание цветов и внешние характеристики.
Однако со временем у многих компаний выработается нешуточный навык копирования и как грибы после дождя начнут появляться компьютеры, которые с первого раза будет сложно отличить от ноутбуков Apple. Вот, например, посмотрите на Lenovo IdeaPad U300.
Тоже особо ничем не примечательный компьютер будет отличаться лаконичным дизайном с плавными линиями, клавиши островного типа утопятся в основу корпуса, а трекпад так же лишится кнопок. Это будет уже 2011 год. В следующем году свет увидит HP Envy 15. Вы видите разницу? Я — нет.
Хотя нет, вижу. Вон там, сбоку, лишний ряд клавиш
Пик этой активности придется на 2012 год, после чего число ноутбуков, неотличимых от MacBook Pro, станет снижаться. В некоторой степени это может говорить и о том, что интерес копирастов к дизайну ноутбуков Apple спадет. Этот спад должен будет стать первым тревожным звоночком для компании, на который там не обратят никакого внимания. Дизайн компьютеров Apple приестся даже конкурентам, активно копирующим их внешность, что уж говорить о пользователях, для многих из которых MacBook Pro никогда не выглядел иначе.
Да, Apple очень высоко задрала нос и компания имеет на это полное право. Она — законодатель мод в компьютерной индустрии. Однако если быть честным до конца — я не понимаю, чем на протяжении последних пяти лет занимался господин Айв. Да, менял сталь на алюминий и сражался со скевоморфизмом, верно. Но позвольте: пять лет это очень много для современного рынка, непозволительно много. И я очень удивлюсь, если вдруг узнаю, что в Apple этого не понимают.
Каждый год мы получаем одно и то же: компьютеры становятся легче, тоньше, быстрее, мощнее, их дисплеи насыщаются невероятным числом пикселей, они работают по несколько дней без зарядки и делают все то, о чем в 2008 году мы могли только мечтать. Но неизменным остается их внешний вид. Несмотря на все то, чему они научились за эти годы, они по-прежнему выглядят так же. Нет, они не выглядят плохо. Дизайн этот, бесспорно, великолепен, но даже у работ одного из величайших промышленных дизайнеров современности есть сроки давности. С этим нужно что-то делать.
А теперь вернемся к первому абзацу, в котором я завел речь о темпах продаж компьютеров Apple. График ниже отображает изменения числа проданных компьютеров за последние десять лет. По нему хорошо видно, как меняется интерес к компьютерам Apple на протяжении последних двух лет. Если сравнить эти показатели с данными за период с 2008 по 2010, то разница ощущается особенно хорошо. За два года после анонса нового поколения MacBook Pro, их продажи выросли на 59%. В период с 2010 по 2013 годы рост был уже не таким внушительным. За три последних года продажи компьютеров увеличились всего на 11,2% и это является результатом отсутствия видимых изменений в компьютерах на протяжении столь продолжительного периода времени.
Обращу ваше внимание на то, что речь идет в первую очередь о ноутбуках, в то время как данные выше измеряют продажи всех Mac. Но я позволяю себе такую вольность лишь потому, что ноутбуки составляют львиную долю продаж компьютеров Apple вот уже 10 лет.
И маркетологи, и группа промышленных дизайнеров во главе с сэром Джони Айвом, и сам господин Кук должны понимать, что у Apple более нет морального права скармливать пользователям неоднократно устаревший дизайн, которым мы восхищались еще в прошлом десятилетии. Профессиональные компьютеры Apple за это время обзавелись массой нововведений: четырежды обновилась операционная система, производительность компьютеров выросла в разы, наконец iPhone стал лучшим смартфоном в мире, а вот дизайн ноутбуков остался прежним. Настало время для второй версии конференции Back to the Mac, где Apple, наконец, покажет нам нечто совершенно новое, что станет стандартом компьютерной индустрии на следующие пять лет.