Брак или война: почему крупнейшие российские магазины электроники перестали закупать смартфоны и планшеты Samsung?

Два крупнейших российских продавца мобильных устройств «Евросеть» и «Связной», а также розничные сети «Мегафона» и «Вымпелкома» уже больше месяца не закупают смартфоны Samsung, рассказали «Ведомостям» сотрудники нескольких ритейлеров. 


«Евросеть» приостановила закупки у Samsung около двух месяцев назад, сославшись на существенное увеличение доли бракованных смартфонов в поставках Samsung. «Связной» сейчас не закупает устройства Samsung – ни смартфоны, ни планшеты, рассказывает его представитель Мария Заикина. «Вымпелком» тоже временно приостановил закупку смартфонов и планшетов Samsung в связи с увеличением количества бракованных устройств в поставках, говорит его представитель. Работа с Samsung приостановлена до тех пор, пока не будут решены неурегулированные вопросы между компаниями, заявляет представитель «Мегафона» Татьяна Зверева.

Продавцы сошлись во мнении, что приемлемый уровень брака по рынку составляет менее одного процента, в то время как в некоторых партиях Samsung этот показатель превышает семь процентов. Впрочем, конкретные модели проблемных устройств не называются, президент «Евросети» Александр Малис говорит, что проблемы равномерно распределены по всей линейке устройств. Под браком ритейлеры в первую очередь понимают проблемы с программным обеспечением, а не «железом». Компания Samsung — один из крупнейших производителей компонентов для смартфонов и планшетов, так что в этом плане претензий к качеству устройств возникать не должно из-за жесткого контроля со стороны производителя. Софт — другое дело. Фирменную оболочку TouchWiz и обилие предустановленных приложений всегда критиковали пользователи и лишь с выходом Galaxy S6 под управлением Android 5.0 ситуация значительно изменилась к лучшему. Представители «Евросети» отмечают, что самостоятельно исправляют проблемы с программным обеспечением устройств в сервисных центрах, причем делают это преимущественно за свои деньги. Разница между общей суммой, которую «Евросеть» возместила покупателям бракованных смартфонов Samsung за несколько месяцев, и гарантийными выплатами со стороны Samsung, по словам Малиса, уже превышает 180 миллионов рублей, тогда как раньше этот разрыв был на порядок меньше.

О том же самом рассказывают представители «Связного» и «Вымпелкома». У «Связного» случаи возврата гаджетов Samsung из-за заводских дефектов участились в последние месяцы, причем в отличие от других брендов Samsung в случае ремонта или замены аппарата из-за брака не компенсирует покупателю ущерб, что создает дополнительную финансовую нагрузку на ритейлера. Между тем доверие покупателей к розничной сети оказывается подорвано. Количество брака среди устройств Samsung, приобретенных его офисами и салонами «Ноу-хау» в последнее время, составляет 6–7%, что выше среднего показателя в сравнении с другими производителями, сетует представитель «Вымпелкома».

Смартфоны Samsung – одни из самых надежных на рынке, заявила «Ведомостям» представитель корейского производителя Яна Рожкова. Высокое качество подтверждается минимальным процентом претензий со стороны покупателей (порядка 1% от общего количества проданных телефонов), утверждает она; иногда это в разы ниже, чем у ближайших конкурентов, не говоря уже о производителях второго и третьего эшелонов. Высокое качество центров разработки, фабрик и тестовых лабораторий Samsung позволяет контролировать весь производственный цикл и быть уверенным в качестве конечного продукта, говорит Рожкова.

Впрочем, на проблему с устройствами Samsung есть еще одна точка зрения — ценовая война между ритейлерами и операторами. Этого варианта развития событий придерживается Эльдар Муртазин, ведущий аналитик Mobile Research Group, опубликовавший цикл статей о борьбе магазинов на российском рынке, а также представители оператора МТС. Розничные магазины МТС начали продавать смартфоны по себестоимости, зарабатывая не на них, а на мобильном интернет-доступе, аудитория которого благодаря дешевым смартфонам должна расшириться. Тем самым другие продавцы мобильных устройств оказались в неприятной ситуации, не сумев предложить аналогично низкие цены. Вся техника, которую поставляет Samsung, качественная, пользуется спросом у покупателей, уровень возвратов мизерный и постоянно сокращается даже на фоне роста продаж смартфонов этой марки, передал «Ведомостям» директор розничной сети МТС Арвидас Алутис. Проблем с ней нет, недаром Samsung – лидер продаж на российском рынке, говорит он. Странно, что ритейлеры, на которых приходилась значимая доля продаж Samsung в России, внезапно начали испытывать проблемы с вендором после того, как МТС снизила цены на портативную электронику.

Обновлено (официальный комментарий компании Samsung):

Samsung инвестирует значительные ресурсы в исследования и разработки для того, чтобы гарантировать покупателям лучшие продукты на рынке. Именно благодаря высоким стандартам качества Samsung стала мировым лидером на рынке мобильных устройств, возглавляя рейтинги любимых брендов. Компоненты Samsung используются другими производителями, которые уверены, что с их помощью смогут гарантировать высокое качество смартфонов. При этом наша цель остается неизменной: предлагать российским потребителям самую лучшую продукцию.