В 2017 году бренд Nokia вернулся на мобильный рынок. С того момента под этой маркой стали выходить Android-смартфоны, а права на нее получила компания HMD Global. Спустя почти два года компания идет девятой по числу отгрузок в мире, уступая Lenovo (Lenovo + Moto). И это логичная позиция: легендарный бренд Mototola тоже не получает много внимания на арене смартфонов, но его текущее положение немного прочнее.
Под Nokia выходят преимущественно устройства начального и среднего уровней, в том числе устройства на Android Go. Отличительные черты этих аппаратов — чистый Android и металлические корпуса. Первый фактор — это минимальное количество торможений и своевременные обновления. Второй — прочность и возможность использования без чехла.
На мобильном рынке Nokia ведет себя смело. Важно, что она не боится экспериментов: в мае компания выпустила бюджетник 6.1 Plus с трендовыми «челкой» и стеклянным корпусом, потом в сети появился прототип смартфона с пятью камерами. Правда, девятое место — пока максимум компании. Чтобы добиться большего, ей надо решить несколько проблем.
Нет ключевого рынка
Здесь как ориентир снова Moto. Смартфоны легендарного бренда продаются очень плохо, но у бренда есть ключевой рынок, США. Там компания занимает нишу Xiaomi: это марка для тех, кто хочет идеальное соотношение цены и качества.
Ключевые рынки Xiaomi — Китай, Индия и Россия. Поэтому компания активно выпускает устройства самого популярного в этих странах сегмента — среднебюджетного. Поэтому она стабильно находится в списке лидеров по доле рынка в этих регионах.
У Nokia банально нет ключевого рынка. В России, Китае и Индии в ее сегментах доминируют Xiaomi, Европу также захватывают Xiaomi и Huawei, Nokia идет на пятом месте, но с большим отрывом: 1,6 миллиона отгрузок против 2,4 миллиона от Xiaomi и 7,4 миллиона от Huawei. Компания — везде альтернатива аппаратам более известных брендов Android-смартфонов, причем не всегда удачная.
Смартфоны Nokia хороши только в самом низком сегменте
Пока удачные смартфоны HMD Global получаются только в начальном сегменте. Nokia 1 и 2 — достойные устройства для тех, у кого вообще нет денег: там плавная оболочка и достойный аккумулятор — получается, у девайсов минимум лагов и хорошая автономность. Достаточно для этой категории.В других сегментах положение печальней. Пока самое успешное устройство среднего уровня — Nokia 7 Plus: достойная производительность, хорошая автономность, приятный интерфейс, NFC, быстрая зарядка, неплохая камера — вполне можно конкурировать с ASUS ZenFone 5 и Honor 10. Как преимущество — металлический, а не стеклянный корпус, чехол не обязателен.
Дальше хуже. За 14 тысяч производитель предлагает Nokia 5.1 с памятью 2 + 16 ГБ. Хранилище с таким объемом заполнится за месяц, в течение пользования владелец стабильно будет заниматься освобождением свободного пространства. Видимо, компания не учла, что на мобильном рынке есть Xiaomi и Huawei, а в интернет-магазинах покупатель может разобраться с характеристиками.
Та же история с Nokia 6.1: за 17 тысяч 3 + 32 ГБ — все равно маловато, аккумулятор на 3 000 мАч и одинарная камера с диафрагмой f/2.0 — маленькое фокусное расстояние. Любой Redmi или Nova из тех же категорий превзойдет Nokia по всем параметрам. С флагманом Nokia 8 тоже получилось уныло. Он стал актуален после значительного снижения цены, на старте продаж интереса почти не было.
Кроме того, магия чистого Android — уже не эксклюзивная особенность. Фишку просекла Xiaomi: компания выпустила линейку смартфонов Mi A с голой операционной системой, которые станут явно популярнее Nokia.
У смартфонов нет фишки
Одна из особенностей Nokia на Android — функция Bothie, возможность снимать с основной и фронтальной камер одновременно. Она демонстрировалась на рекламных стендах, но практического применения не нашла — пользователям она оказалась неинтересна: в соцсетях таких фото не найти.
Теперь смартфонам компании среднего сегмента нужна другая особенность, которая реально привлечет покупателя. Внутриэкранный сканер отпечатка пальца, тройная камера, выдвижная селфи-камера, 3D-сканер лица — эти возможности активно продвигают конкуренты. В 2018-м все смартфоны плюс-минус одинаковы, поэтому покупатели имеют право придираться к мелочам. А наличие исключительной возможности — лицо смартфона среднего уровня и выше. Этим не удивили Nokia 7 Plus и 8, поэтому шансов стать хитами просто не было.
***
Для следующего шага вперед компании необходимы изменения. За первые два года она показала, что способна существовать на современном мобильном рынке и опередила Sony, HTC и Google по числу отгруженных устройств. Теперь ей нужно серьезно поработать над смартфонами среднего уровня и наконец выпустить достойный флагман.