10 июля «Яндекс» начал продажи «Яндекс.Станции», а вечером 12 числа в сети появилась информация о скором появлении «Яндекс.Телефона». Связаны ли эти события?
Не исключено, что да. Вброс про «Яндекс.Телефон» вполне мог быть организован самим «Яндексом» в духе традиций китайских производителей смартфонов, которые начинают разогревать потенциальных покупателей устройств за несколько месяцев до их появления в продаже, порционно вбрасывая в соцсети кусочки информации о грядущей новинке.
«Яндекс.Телефон» был слит через реестр нотификаций о характеристиках шифровальных (криптографических) средств и товаров на сайте Евразийской экономической комиссии. В документе указан технических номер устройства — YNDX-000SB, а также организация, которая будет импортировать его в Россию — Yandex Services AG, та же самая, что ввозит «Яндекс.Станцию».
О том, что «Яндекс» готовит собственный смартфон, стало известно ещё весной, однако в реестр ЕЭК информация об этом устройстве была занесена лишь на этой неделе, сразу после появления первых отзывов о «Яндекс.Станции». В целом они положительные, но потенциальных покупателей смущает то, как «Яндекс» продаёт эту колонку. Он предлагает оформить заказ с предоплатой, но обещает доставку с большой задержкой — в октябре 2018 года. Это странно, ведь «Яндекс», в отличие от небольших молодых стартапов, не нуждается в заёмных средствах на выпуск анонсированного продукта, тем более, что серийное производство колонки уже налажено и первая партия примерно из тысячи экземпляров была распродана.
Утечка информации о смартфоне может быть связана с желанием «Яндекса» перекрыть негативный информационный шум. По данным telegram-канала Content Review, «Яндекс.Станция» не отфильтровывает порнографический контент, а голосовой ассистент «Алиса» может включать на телевизорах видео для взрослых по вполне невинным запросам:
«Закончив играть в слова с Алисой, на экране повисла фраза „вопрос запорный“. Произнеся это Алиса поперек телика показала детям выборку отборного порно видео».
Конечно, проблема с порнографией может быть устранена перенастройкой «Алисы» и ужесточением фильтрации слов и контента, но такой урон репутации PR-службе «Яндекса» было необходимо отработать максимально эффективно. Рассказом о составе очереди за «Яндекс.Станцией» тут не обойтись, необходимо запускать более весомый инфоповод.
В ближайшие месяцы пиарщики «Яндекса» будут загружены по-полной. Им придётся объяснить, почему «Яндекс.Телефон» следует считать российским телефоном (хотя он полностью собран в Китае); почему на нём используется Android (который принадлежит основному конкуренту «Яндекса» и к которому у «Яндекса» куча претензий); чем встроенная «Алиса» лучше «Алисы» из приложения; зачем менять приложения Google на приложения «Яндекса». И, может быть, даже — почему предоплаченный смартфон, как и «Яндекс.Станцию», нужно ждать три месяца.
Канал iG в Telegram — t.me/iguides_ru